Ла-Рибера в Барселоне
Название Ла-Рибера (La Ribera) в широком смысле относится ко всей территории, которую охватывает муниципалитет с довольно многоречивым названием Сан-Пере, Санта-Катерина и Ла-Рибера (Sant Pere, Sant Caterina i la Ribera). Облагороженный район к югу от Carrer de la Princesa, за шумным, с многочисленными барами бульваром Passeig del Born, известен под названием Эль-Борн (El Born). Сюда вам и следует отправиться прежде всего; это касается в особенности улицы Carrer de Monteada, где в изобилии встречаются готические и барочные особняки, главные музеи города: Музей Пикассо, Музей доколумбова искусства Барбье-Мюллера и, отчасти, центр дизайна Disseny Hub и многие арт-галереи и магазины.
С XIII по XVIII в. бульвар Passeig del Born был главной площадью Барселоны. Здесь и сегодня сохраняется атмосфера радостного возбуждения - вдоль бульвара встречаются многочисленные бары, кафе и рестораны, а на примыкающих к нему улицах полно замечательных (довольно высокого уровня) магазинов. Район интересно исследовать и днем и ночью - это неортодоксальный космополитический ералаш в сказочных средневековых декорациях.
К северо-западу от Carrer de la Princesa облик города меняется. Неопрятные улицы бегут, петляя, на север, огибая поразительный в своем современном воплощении рынок Санта-Катарина, по направлению ко Дворцу каталонской музыки, выполненному в стиле модерн. Постепенно на этих узких извилистых улицах открывались выдающиеся рестораны и питейные заведения.
Грохочущая загазованная магистраль Via Laietana отмечает юго-западную сторону Ла-Риберы, а парк Сьюта-делья охватывает северо-восточный край района. В центре Барселоны не так уж много зелени, поэтому этот парк, плотно заросший, учитывая его размеры, станет приятным местом отдыха - вы можете поваляться на газонах, посидеть у красивого фонтана или сходить в зоопарк.
Местная жизнь
Рыночные секреты. Местные жители покупают яйца на рынке Санта-Катерина, где в сезон торговцы «ароматизируют» свой продукт, складывая яйца в кучки и размещая среди них трюфели. Они божественны, если их сварить всмятку.
Культурный слой. Присоединяйтесь к зрителям, среди которых много барселонцев, на классическом концерте во Дворце каталонской музыки. Постарайтесь прийти в воскресный день, чтобы полюбоваться красивым интерьером главного зала при естественном дневном свете.
Передвижение по району
Метро. Линия 4 проходит по юго-западной стороне Ла-Риберы; остановки: «Urquinaona», «Jaume I» и «Barceloneta». Поезда, следующие по линии 1, останавливаются на станциях «Urquinaona» и «Arc de Triomf» (ближайшая к парку Сьютаделья станция).
ГЛАВНЫЕ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
Музей Пикассо
Одна лишь обстановка - пять сообщающихся средневековых каменных особняков - делает музей Пикассо (Museu Picasso) уникальным (что оправдывает вероятную очередь перед входом). Красивые внутренние дворы, галереи и лестницы, сохранившиеся в первых трех из этих зданий, вызывают такой же восторг, как и сама коллекция.
Ранние годы
Музейная коллекция посвящена годам становления художника, и тем не менее она предлагает достаточно материала последующих периодов, чтобы дать исчерпывающее представление об универсальности гения этого человека. Самое главное: вы покинете музей, осознавая, что Пикассо был подлинным новатором, всегда находился на шаг впереди самого себя (уже не говоря о ком-либо еще) в поисках новых Форм выражения.
Коллекция
В начале экскурсии вы увидите эскизы и масляную живопись ранних лет Пикассо в Малаге и Ла-Корунье - около 1893-1895 гг. Некоторые автопортреты и портреты отца художника начиная с 1896 г. являются доказательством достаточно рано развившегося таланта. «Портрет тетушки Пепы», написанный в Малаге в 1896 г., обнаруживает невероятную зрелость мазков и умение изобразить характер - в нежном 15-летнем возрасте! В том же самом году Пикассо создал огромное полотно «Наука и милосердие». Его изобретательность распространялась и на модели: так, отец изображал доктора, а нищенка, которую юный Пикассо нашел на улице вместе с отпрыском, позировала для фигуры больной женщины с ребенком.
В залах 5-7 представлена живопись, относящаяся ко времени первого визита Пикассо в Париж, а зал 8 посвящен первой существенно новой стадии его развития - Голубому периоду. «Женщина со шляпой» является важной работой этого периода. На картине изображена заключенная женской тюрьмы и пациентка венерологического диспансера Сен-Лазар, который Пикассо посещал, будучи в Париже - этот факт фиксирует тему восхищения Пикассо опустившимися людьми, подонками общества.
Ночные, подцвеченные синим пейзажи «Крыши Барселоны» и «Безумец» холодны и унылы, но в то же время они какие-то живые. «Крыши Барселоны» были написаны в 1903 г., во время второго периода полуголодного существования художника в студии по адресу: дом № 17, улица Carrer de la Riera Sant Joan - тогда он часто рисовал крыши города с разных ракурсов. С 1903 по 1904 гг. Пикассо делал много зарисовок попрошаек, слепых и обнищавших стариков - «Дурак» является одним из самых впечатляющих полотен из того ряда.
Несколько кубистских картин можно обнаружить в залах 10 и 11; оцените натюрморт «Бокал и пачка табака», прекрасную и простую работу. Пикассо начал экспериментировать с натюрмортом в 1924 г. - он и прежде работал в этом жанре, но до того не относился к нему слишком серьезно.
«Менины» через призму Пикассо
В 1954-1962 гг. Пикассо был страстно увлечен идеей исследования творчества и «второго открытия» великих личностей, в частности Веласкеса. В1957 г. он создал ряд изображений шедевра последнего, «Менины», которые сейчас экспонируются в залах 12-15. Картина выглядит так, будто Пикассо смотрел на живописный оригинал Веласкеса через призму всех стилей, в которых он работал до сих пор, создавая собственный шедевр в процессе. Это чудесная возможность увидеть «Менины» во всей полноте в прекрасном месте.
Церковь Санта-Мария-Дель-Мар
На юго-западном краю бульвара Passeig del Born видна апсида самой красивой в Барселоне каталонской готической церкви, Санта-Мария-дель-Мар (Пресвятой Богородицы). Построенная в XIV в. в рекордные для того времени сроки (всего за 54 года), ; церковь примечательна своей архитектурной гармонией и простотой.
Народная церковь
Ее сооружение началось в 1329 г. Главными архитекторами были Беренгер де Монтагю и Рамон Деспуч. Каждый носильщик города (bastaiscos) один день в неделю отдавал тому, чтобы перенести на спине камни, необходимые для постройки церкви, из королевских каменоломен на Монжуике к месту постройки. Имена этих простых людей сохранились на рельефах главных дверей и в каменной резьбе по всей церкви. Стены, боковые часовни и фасады были закончены к 1350 г., а церковь была полностью завершена в 1383 г.
Дворец каталонской музыки
Этот концертный зал является наивысшей формой развития архитектуры модерна в Барселоне: последовательное крещендо в плитке, кирпиче, скульптурном камне и витражах. Palau (дворец) был построен Доменек-и-Монтанером между 1905 и 1908 гг. для музыкального общества «Orfeo Cбtala» и задумывался как храм каталонского Renaixenзa (Возрождения). Работа над ним (а к ней привлекали лучших мастеров Каталонии того времени) велась в клуатре бывшего монастыря Св. Франциска (Convent de Sant Francesc). Начиная с 1990 г. в конструкцию дворца несколько раз вносили существенные изменения.
Фасад
Palau, как павлин, демонстрирует свое великолепие большей частью снаружи. Посмотрите на главный фасад - на мозаику, капители с растительным орнаментом и скульптурную группу, олицетворяющую популярную музыку Каталонии.
Интерьер
Погуляйте по фойе и по залам ресторана, чтобы полюбоваться украшенными стеклярусом и плиткой колоннами. Лучше всего, конечно, выглядит пышный, красочный аудиториум наверху, с сине-золотыми витражами на потолке и мерцающим потолочным люком - он похож на гигантский прозрачный перевернутый сосок. Над бюстом Бетховена на сцене возвышается скульптура стремительных вагнеровских валькирий (Вагнер был на вершине в годы строительства дворца). Вы сможете полюбоваться всем этим только с экскурсией или на концерт - мы очень рекомендуем и то и другое. Билеты на экскурсию можно купить за неделю по телефону или на сайте. Максимальное число участников - 55 человек.