Знакомство с районом Эшампле
La Dreta de L'Eixample (правая сторона района Эшампле) охватывает территорию от бульвара Грасиа до бульвара Сан-Жоан (Passeig de Sant Joan) и далее. В этой части Эшампле очень дорогая недвижимость, хотя ближе к храму Святого семейства улицы приобретают неряшливый вид. L'Esquerra de L'Eixample (левая сторона Эшампле) тянется на юго-запад от бульвара Грасиа и несколько раз меняет характер. Благодаря первоклассным магазинам, где можно найти все что угодно, от мебели из тика до дизайнерской одежды, закусок для гурманов и обуви, район между улицами Carrer d'Aribau, Passeig de Sant Joan, Avinguda Diagonal и Ronda de Sant Pere был известен с начала XX в. как Quadrat d'Or (Золотая площадь).
Ночью Левый Эшампле приобретает собственный аромат. С четверга по субботу улица Carrer d'Aribau превращается в оживленный центр ночной жизни. Ближе к университету находится ядро «Гейшампле», квартала гей-баров и клубов на территории, ограниченной улицами Carrer de Balmes и Carrer de Muntaner.
Местная жизнь
Рынки Эшампле полностью посвящены богатству, но все же на оживленном блошином рынке здесь можно найти необычные вещицы.
Кава. Попробуйте одну из лучших в Барселоне каву, которую продают в Xampany преданным клиентам-барселонцам.
Передвижение по району
Метро. По Эшампле проходят четыре линии метро, трех веток останавливаются на бульваре Грасиа
ГЛАВНЫЕ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ РАЙОНА ЭШАМПЛЕ
Храм святого семейства, или Саграда-Фамилия
Если у вас есть время только для одной достопримечательности, то это должен быть храм Святого Семейства (La Sagrada Familia). Вся эта отвесная громада внушает благоговейный трепет. И как было со средневековыми соборами, которым храм стремится подражать, спустя более ста лет с начала работы строительство еще ведется. Когда оно будет завершено, высочайшая башня более чем наполовину будет превосходить нынешние, уже законченные.
Святая миссия
Искупительный храм Святого Семейства (Expiatori de la Sagrada Familia) был всепоглощающей страстью Антонио Гауди. Заказ на строительство церкви поступил от консервативной части общества, желавшей поставить храм во искупление городом грехов современности, и Гауди видел в завершении его свою святую миссию. Когда финансовые источники истощились, он стал вкладывать собственные средства, и в последние годы жизни не стеснялся выпрашивать деньги у всех, кто казался ему похожим на дарителя.
По задумке Гауди храм должен был быть 95 м в высоту и 60 м в ширину и вмещать до 13 000 человек; высота центральной башни должна была достигать 170 м над трансептом (она олицетворяет Христа), а остальные 17 - до 100 м и выше. Двенадцать башен вдоль трех фасадов символизируют апостолов, оставшиеся пять - Богородицу и четырех евангелистов. Из-за своей привычной нелюбви к прямым линиям (в природе таких не существует, говорил он) Гауди придал башням выпуклые очертания, вдохновившись необычными пиками священной горы Монсеррат, что высится рядом с Барселоной, и покрыл их хаотичными скульптурными элементами, которые кажутся наростами на камне.
Однако до этого старейшим частям церкви, особенно апсиде, еще понадобятся реставрационные работы.
Интерьер и апсида
Внутренние работы над перекрытиями церкви были завершены в 2010 г. Крыша поддерживается «лесом» необычных колонн, расположенных под углом. По мере того как колонны поднимаются к потолку, от них отходит паутина подпирающих крышу ветвей, что создает эффект лесного покрова. Образ дерева никоим образом не случаен - Гауди предусмотрел такой эффект. Все было продумано до мелочей, включая форму и размещение окон, и все это должно было создавать пеструю картину, которую можно увидеть, когда солнечный свет льется сквозь ветви густого леса. Колонны сделаны из четырех разных типов камня. Их цвет и несущая способность меняются: вдоль боковых проходов стоят колонны из мягкого монжуикского камня, а главные колонны на пересечении нефа и трансепта сделаны из гранита, темно-серого базальта и иранского порфира бордового оттенка. Когда в окна проникает солнечный свет, витражи с отдельными стеклами красного, синего, зеленого и охряного цвета создают гипнотическую, магическую атмосферу. Трибуны, построенные высоко над приделами, вмещают два хора: на главной трибуне поместится до 1300 человек, на детской - до 300.
Фасад «Рождество»
Фасад «Рождество» является художественной кульминацией храма. Он создавался в основном под личным. Вы можете высоко подняться по внутреннему пространству отдельных башен, частично на лифте, частично - по узким спиральным лестницам; это головокружительный опыт.
Непосредственно над синим витражным окном расположено изображение архангел Гавриила, принесшего благую весть Деве Марии. Вверху - зеленый кипарис, на которг,3 во время грозы укрываются белые голуби, символ мира. Мозаика на верхушках выполнена из венецианского стекла.
Справа от фасада находится любопытный миниатюрный клуатр в готическом стиле (Claustre del Roser), примыкающий к церкви снаружи (в отличие от классических внутренних двориков в больших готических монастырях). Когда вы зайдете внутрь, оглянитесь на искусно декорированный вход. С правой стороны, внизу, вы заметите скульптуру похожего на рептилию дьявола, передающего бомбу террористу. Барселону постоянно трясло от политического насилия, и в десятилетия перед гражданской войной взрывы бомб были нередки. Эта скульптура - одна из нескольких, посвященных «искушениям мужчин и женщин».
Фасад «Страсти Господни»
Юго-западный фасад «Страсти Господни», посвященный последним дням Христа и его смерти, с четырьмя башнями и большим скульптурным порталом, был построен между 1954 и 1978 гг. Работа велась по сохранившимся рисункам Гауди. Скульптор Жузеп Суби-ракс работал над его оформлением с 1986 по 2006 г. Он не пытался подражать Гауди, но создавал собственные противоречивые угловатые образы. Основной ряд скульптур, на трех уровнях, расположен в последовательности типа S: первая сцена - Тайная вечеря слева внизу, последняя - погребение Христа справа вверху. Декоративные работы над фасадом «Страсти Господни» продолжаются и сегодня, одновременно с этим продвигается вперед строительство фасада «Слава».
Справа, перед фасадом «Страсти Господни», находится детская школа Гауди (Escoles de Gaudi), один из самых простых его шедевров. Оригинальная волнообразная кирпичная крыша здания по сей день продолжает восхищать архитекторов. Внутри воссоздан скромный рабочий кабинет Гауди, каким он был в последние месяцы жизни архитектора. Помимо этого, в школе можно познакомиться с объяснением геометрических узоров и моделей, лежащих в основе строительных техник Гауди.
Фасад «Слава»
Над фасадом «Слава» сейчас ведутся работы. Он будет, как и остальные, увенчан четырьмя башнями - всего башен 12, и они символизируют двенадцать апостолов. Гауди хотел сделать этот фасад самым пышным. Внутри будет нартекс, представляющий собой тип вестибюля, созданного 16 «светильниками» - рядом гиперболоидных конструкций, увенчанных конусами. Последующая художественная отделка превратит все здание в микрокосмический символ христианской церкви: массивная центральная башня над трансептом высотой 170 м будет олицетворять Христа, а пять оставшихся запланированных башен - Богородицу и четырех евангелистов.
Музей Гауди
Открывшийся в то же самое время, что и церковь, Музей Гауди (Museu Gaudi), расположенный ниже уровня земли, представляет интересный материал о жизни Гауди и его творениях, а также модели и фотографии храма Святого Семейства. Вы сможете увидеть хороший пример его отвесных моделей, которые показывали ему, от каких нагрузок и деформаций он сможет уйти при помощи таких конструкций. Боковой зал около восточного конца музея ведет на смотровую площадку над простой криптой, в которой погребен гений. В крипту, где сейчас проводятся мессы, можно попасть и со стороны улицы Carrer de Mallorca.
Педрера в районе Эшампле
Волнообразный монстр - еще один безумный шедевр Гауди, построенный с 1905 по 1910 г. как жилое и одновременно офисное здание. Официально он называется Домом Мила (Casa Milа), по имени предпринимателя-заказчика, но больше известен под прозвищем Педрера («Каменоломня») из-за неровного серого каменного фасада, который мягкими волнами оборачивается вокруг угла улицы Carrer de Provenga.
Когда Гауди получил заказ на разработку проекта дома от Пере Мила, он захотел превзойти все, что было создано до него в Эшампле. Мила женился на женщине старше себя и намного богаче - Росер Гвардиоле, вдове Жозепа Гвардиолы, и ясно осознавал, как ему потратить деньги новой жены. Мила был одним из первых в городе автовладельцев, и Гауди построил парковочную стоянку внутри здания; Дом стал первым строением такого рода.
Фонд Fundado Caixa Catalunya открыл для посетителей апартаменты на верхнем этаже, марсарду и крышу; все вместе это называется Espai Gaudi («место Гауди»). Самой необычной частью здания является крыша с дымоходами, венчанными гигантскими колпаками, больше похожими на Разноцветных средневековых рыцарей.
Дом Бальо
Фантасмагорическое воображение Гауди раскрылось здесь наилучшим образом: дом Бальо стал одним из самых необычных жилых зданий в Европе. Фасад, покрытый кусочками синей, сиреневой и зеленой плитки, с оконными рамами и балконами волнообразной формы, поднимается до неровной крыши с одинокой башней, облицованной синей плиткой. Дом Бальо и соседние Дом Амалье и Дом Льео Мореры вместе зовутся «Кварталом раздора» или «Кварталом несогласия» (La Manzana de la Discordia). Вместе они демонстрируют эклектизм модерна.
Когда Гауди получил заказ осовременить здание, он исходил город вдоль и поперек. Внутренние световые шахты, облицованные плиткой, переливаются темно-синим и голубовато-зеленым цветами. Гауди сторонился прямых линий, и поэтому лестница возносит вас вверх на (главный) этаж, где гостиная выходит на бульвар Грасиа. Все затягивается в водоворот: потолок закручивается вихрем вокруг напоминающей солнце люстры; двери, окно и световые люки из дерева и цветного стекла похожи на сказочные. В мансарде можно увидеть характерные для Гауди гиперболоидные арки. Скрученные, покрытые плиткой колпаки дымовых труб придают крыше сюрреалистический вид.
Местные жители называют Дом Бальо по-разному: casa dels ossos («дом костей») или casa del drac («дом дракона»). Довольно-таки легко понять, почему. Балконы похожи на костлявые челюсти какого-то странного чудовища, а крыша олицетворяет собой святого Жорди (св. Георгия) и дракона - пока вы проходите мимо, каждая блестящая чешуйка меняет цвет. Все элементы оформления снаружи несут на себе стилизованные изображения осьминога и морской звезды, поначалу придуманные Гауди для Дома Бальо.
«Квартал раздора» привычно произносят на испанском (La Manzana de la Discordia), а не каталанском языке, чтобы сохранялась игра слов - manzana по-испански означает и «квартал», и «яблоко». По древнегреческой легенде, яблоко раздора подбросила на Олимп Эрида (богиня разногласий) с наказом передать его самой красивой из богинь. Это разожгло между богинями ссору, повлекшую за собой Троянскую войну.