Залив Котор
Для тех, кто едет со стороны Хорватии, залив Котор (Бока-Которска, или просто Бока) начинается достаточно просто - дорога начинает петлять вдоль извилистого берега, окружающие горы становятся выше и круче, а от окружающей красоты просто захватывает дух. Залив часто называют единственным фьордом Средиземноморья. И хотя такое геологическое определение к нему совершенно неприменимо, соединенный с морем узким проливом и глубоко вдающийся в материк залив причудливой формы вызывает стойкие ассоциации со знаменитыми скандинавскими фьордами.
Компактные размеры залива Котор означают, что, остановившись в облюбованном месте на одну-две недели, вы можете неспешно и основательно исследовать его самые укромные уголки. Поклонники активного отдыха могут посвятить свободное время каякингу, горному велосипеду или пешему туризму. Любители культуры найдут много интересного в здешних музеях и многочисленных церквях. А те, кто увлекается историей, будут рады обнаружить многочисленные следы древних империй и, независимо от ваших увлечений, вы просто не сможете не влюбиться в прекрасный залив Котор.
Когда ехать?
Май, главным образом сухой и нежаркий, наполнен яркой зеленью, цветами и средиземноморскими ароматами.
Июнь - лучший месяц, со средней температурой чуть выше 20°С, небольшим количеством осадков и достаточно умеренными ценами.
Жаркие и сухие июль и август - самые многолюдные, самые напряженные и самые дорогие.
История залива Котор
В античные времена компактная географическая область, охватывающая залив Котор, была заселена иллирийскими племенами, а впоследствии стала частью римской провинции Далмация. Самое наглядное свидетельство римского присутствия в этих местах - цепочка шикарных прибрежных вилл рядом с городом Росан. К концу V века, когда Римская империя раскололась на части под натиском северных варварских племен, залив Котор перешел во владение остготов, а затем и славянских племен.
Славянские племена на берегах залива жили в городах-государствах, поддерживая хорошие отношения как с западными (Рим), так и с восточными соседями (Византия). В конечном счете, залив Котор стал частью территории княжества Дукля, которое можно рассматривать как предшественника современной Черногории.
В 1054 г., во время исторического раскола между Западной (католической) и Восточной (православной) церквями, княжество Дукля оказалось на стороне Рима. Однако в 1190 г. его захватило соседнее государство Рашка (впоследствии известное как Сербия), которое придерживалось православной веры. В заливе Котор была основана православная епархия. Однако города Котор и Пераст, населенные в основном католиками, сумели в значительной степени сохранить свою церковную автономию.
В 1379 г. боснийский король Твртко решил присоединить залив Котор к своим владениям. Жители, заручившись поддержкой Венеции, отчаянно сопротивлялись, но боснийцы сумели захватить значительную часть побережья и в 1382 г. основали город-порт Херцег-Нови. К 1463 г. Босния, вместе с принадлежавшей ей частью залива Котор, перешла под власть Оттоманской империи.
В 1538 г. город Котор подвергся турецкой осаде, но с помощью поставок из Черногории сумел успешно ее пережить. Город Рисан не был столь удачлив - турки захватили его уже в следующем году. В 1570 г. бубонная чума унесла жизни 3500 жителей Котора, однако оставшиеся нашли в себе силы отразить еще одно турецкое нашествие в 1572 г. Как и прежде, на помощь им пришли Венеция и Черногория. Еще раз десятитысячная турецкая армия пыталась взять Котор в 1657 г., однако через 22 дня была вынуждена снять осаду.
В конце XVII в. вождь хайдуков (вооруженных повстанцев, боровшихся против турецкого владычества) Байо Пивлянин освободил город Рисан, находившийся под властью турок почти полтора столетия. Вскоре после этого турки полностью утратили контроль над заливом, перешедшим в руки венецианцев. Они владели им вплоть до 1797 г., пока Наполеон не упразднил Венецианскую республику.
В 1813 г. жители залива Котор, недовольные перспективой передачи их территории под протекторат Франции, вместе с Черногорией решили присоединиться к России. Однако через год Россия вернула залив Котор французам. Еще через несколько лет Черногория, при помощи Великобритании, сумела избавиться от французов и после вмешательства России перешла под контроль Австрии.
В период венецианского и австрийского правления залив Котор, как и в римские времена, был частью Далмации (прибрежная область современной Хорватии). В XIX в. религия постепенно стала главным фактором определения этнической принадлежности местные; жителей. Приверженцы православной веры идентифицировали себя как сербы, а католики - как хорваты. В расположенном на границе между сербами и хорватами заливе Котор мирно уживались оба христианских течения. В некоторых церквях даже было по два алтаря - православный и католический. Поэтому после
Первой мировой войны местные жители горячо поддержали образование Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев (получившее впоследствии название Королевство Югославия) как символа укрепляющегося панславянского течения на Балканах.
После Второй мировой войны залив Котор стал частью Черногории - одной из шести республик, входивших в состав Социалиста ческой Федеративной Республики Югославии. С тех пор численность католического населения залива Котор существенно уменьшилась, особенно после войны в 1990-х годах, И если в 1910 г. католики в городах Херцег Нови, Пераст, Доброта, Котор, Прчань, Тиват и Будва составляли большинство, то сегодня они представлены только 10% общей численности населения, проживающего в регионе залива Котор.
Климат в заливе Котор
Климат в западной части залива Котор практически не отличается от мягкого средиземно морского. Расположенный в центре залива го род Тиват считается одним из самых солнечных на всем Адриатическом побережье. Внутренняя северо-восточная часть залива, напротив, часто закрыта облаками. Их задерживают здесь высокие горы.
В местечке Црквицс. расположенном выше Рисана в горном массиве Орен, самый высокий в Европе уровень осадков - в среднем 5300 мм в год. Рекорд был зафиксирован в 1937 г., он составил 8065 мм. К счастью, геологические особенности ландшафта позволяют воде быстро просачиваться в карстовые известняковые полости, спасая тем самым лежащие ниже деревни и города от затопления.
Дорога туда и обратно
Международная автотрасса Ядранский Пут (Jadranski Put) огибает залив Котор и связывает его с Дубровником и Будвой. В Липцах около Рисана от него отходит новая дорога. Через горные перевалы она идет на север к шоссе Требинье-Никшич. Города Котор и Цетине связаны узкой и крутой, но чрезвычайно живописной проселочной дорогой, проложенной еще во времена правления австрийцев.
Частые автобусные рейсы связывают города на побережье залива Котор с будвой и Подгорицей. Есть также автобусные маршруты до Сараево и Белграда. Автобусы между Котором и Дубровником ходят два раза в день через Херцег-Нови.
Аэропорт в Тивате принимает внутренние и международные авиарейсы.
Передвижение по региону
Автотрасса старательно огибает побережье залива, значительно сужаясь между Котором и автомобильным паромом на полуострове Луштица. От Котора также можно проехать по длинному туннелю, который выходит в районе аэропорта Тиват. Автомобильный паром курсирует между городками Каменари и Лепетане, стоящими друг напротив друга в самом узком месте залива.
Местное сообщение обеспечивают три автобусных маршрута. Первый проходит по прибрежной дороге между Херцег-Нови и Котором, делая по пути остановки во всех деревнях. Второй связывает Херцег-Нови с Тиватом через автомобильный паром. Третий курсирует между Котором и Тиватом.
В летний сезон большой популярностью пользуются лодки-такси. Они особенно удобны, если нужно добраться из Херцег-Нови к пляжам на полуострове Луштица. Лодки-такси легко найти у причалов для яхт в июле и августе и более сложно в другое время.