Живопись и скульптура

19 Фев 2014 | Автор: | Комментарии отключены

Большинство немецких картин и скульптур не покидало пределов страны. Появление в Германии XIX в. публичных музеев совпало с ростом национализма и заботой о сохранении художественного наследия. В начале XX в. авторитет парижской школы был так высок, что французские импрессионисты и их последователи затмили достижения живописцев других стран. Позднее мир открыл то, что в Германии было давно известно, - среди немецких полотен и скульптуры тоже есть поистине выдающиеся произведения, лучшие в своем роде.
Живопись и скульптура Германии
Истоки. К ранним образцам немецкой скульптуры относятся рельеф в Галле начала VIII в. и Распятие Геро в Кельнском соборе. Живопись того времени в основном ограничивалась иллюстрациями к рукописям, которые выполнялись умелыми мастерами монастырей, таких как в Трире или на острове Райхенау (Боденское озеро). В церкви Св. Георгия на острове Райхенау настенные фрески, изображающие чудеса Христовы, датируются примерно 1000 г.

Романские скульпторы
Германии использовали символы, которые актуальны и сегодня. Так, Брауншвейгский лев (ок. 1166 г.) олицетворяет власть и решительность герцога Генриха Льва, а скульптуры Бамбергского собора 1230-х гг., особенно конная статуя, известная под названием Бамбергский всадник, отражают идеалы средневекового рыцарства.

XV-XVI вв. В Средние века церкви были немыслимы без алтарей, и уровень алтарных образов был необычайно высок, особенно в Кельне, где Стефана Лохнера (ум. 1451 г.) с его Мадонной в розовой беседке 1445 г. так и не смог никто превзойти в изображении одухотворенного изящества и нежности.

Позднее средневековая набожность подобного рода сочетается с принципами возрожденческого гуманизма в великолепной резьбе (липа) Файта Штоса (1447-1533) и Тильмана Рименшнайдера (1460-1531). Оба в основном работали во Франконии (Северная Бавария).

XVI в. стал золотым веком немецкой живописи. Никто не изобразил страдания Христа ярче, чем это сделал Матиас Грюневальд (1470-1528). Альбрехт Альт-дорфер (1480-1538) стал родоначальником пейзажной живописи, подчинив традиционный сюжет местному окружению, как в Лесном пейзаже со святым Геортем, поражающим дракона, где изображен древний лес Южной Германии. Лукас Кранах Старший (1472-1553) любил писать женскую обнаженную натуру и портреты. В числе последних - знаменитый портрет Мартина Лютера.

Выдающимся мастером эпохи был Альбрехт Дюрер (1471 -1528), в совершенстве владевший как рисунком и гравюрой, так и живописью и, по сути, изобретший акварель. Путешествия в Италию дали ему глубокое понимание идеалов Ренессанса, к которым он прибавил характерную немецкую выразительность.

С другой стороны, крупнейший портретист Ганс Гольбейн (1497-1543) сосредотачивает внимание на характере моделей и их типичном окружении, как на Портрете Георга Гисце из Берлинской картинной галереи.

XVII-XVIII вв. На художественное творчество оказали влияние как Реформация, так и волнения Тридцатилетней войны (1618-1648). Важный, но рано умерший художник Адам Эльсхаймер (1578-1610) показывал тонкую игру света и тени на таких полотнах, как Бегство в Египет. Обилие барочных церквей и дворцов научило художников расписывать гигантские площади и трудиться в тесном сотрудничестве с ювелирами и штукатурами. Баварец Космас Дамиан Азам (1686-1739) и его брат Эгид Квирин (1692-1750) не раз сочетали эти ремесла. Шедеврами Азамов являются названная в их честь церковь в Мюнхене и монастырь Вельтенбург но Дунае. Другие братья - Доминик (1685-1766) и Иоганн Баптист (1680-1758) Циммерманы украсили Вискирхе у подножия Баварских Альп.

Выдающимися скульпторами немецкого барокко были Андреас Шлютер (1660-1714), чья конная статуя великого курфюрста стоит перед дворцом в Шарлоттенбурге,

и Бальтазар Пермозер (1651-1732), населивший дрезденский Цвингер каменными купидонами, нимфами и другими персонажами.

XIX в. Центральной фигурой немецкого романтизма в живописи остается Каспар Давид Фридрих (1774-1840). На любимые пейзажи Фридриха - остров Рюген, Балтийское побережье, бассейн Эльбы - почти невозможно взирать без романтического настроя, присущего художнику.

В середине века художники все внимательнее относятся к бытовым деталям. Примерами такого подхода могут послужить Нищий поэт и Воскресная прогулка Карла Шпицвега (1808-1885), где провинциальная Германия изображается с юмором и состраданием. Прославившийся историческими полотнами и картинами высшего общества Адольф фон Менцель (1815-1905) писал также индустриальные пейзажи, например вид на железопрокатный завод. Вильгельм Лейбль (1844-1900) самым подробным образом в манере старых мастеров рассказал о жизни простого народа. Мечта о доброй и простой деревенской жизни привела к созданию колоний художников. В самой известной колонии Ворпсведе работала Паула Модерзон-Беккер (1876-1907).

Битва Александра Альбрехта Альтдорфера (1529) на фоне заходящего солнца.

В конце века в работах таких немецких художников, как Макс Либерман (1847-1935) и Ловис Коринт (1858-1925), мощным эхом откликнулся французский импрессионизм. Но неповторимым, оригинальным вкладом Германии в мировую сокровищницу искусства было суждено стать экспрессионизму начала XX в.

XX в. В начале века в поиске новых способов отражения типично немецкой поглощенности чувствами объединились два различных художественных течения. В 1905 г. Дрездене была основана группа Мост. Ее лидер Эрнст Людвиг Кирхнер (1880-1938) в таких картинах, как Обнаженная в шляпе 1911 г., для создания динамики использовал упрощенные формы и самые смелые цвета. Великолепные краски преобладают в палитрах Августа Макке (1887-1914) и Франца Марка (1880-1916), членов объединения Синий всадник, основанного в 1911 г. в Мюнхене. Наиболее влиятельным членом группы был русский художник Василий Кандинский (1866-1944), ставший, как и Пауль Клее (1879-1940), основоположником абстракционизма. После Первой мировой войны Клее возглавил движение Баухаус, начало которому положил Веймаре Вальтер Гропиус.

Для того чтобы оправиться от ужасов войны, а также социального хаоса и нищеты Веймарской республики, движение Новой вещественности проповедовало возврат к реализму. Его выдающийся представитель, автор апокалиптического триптиха Война Отто Дике (1891 - 1969) - воевал во Фландрии. Движение дадаизма купалось в абсурде. Его представитель, ганноверский художник Курт Швиттерс (1887-1948), делал коллажи из случайных предметов и мусора.

Сюрреалист Макс Эрнст (1891-1976) в своих неземных ландшафтах предвидел грядущую катастрофу Второй мировой войны. Жорж Грос (1893-1959), пожалуй, был самым острым критиком эпохи 1920-х гг. Кок и многие художники после прихода к власти нацистов, подавлявших любую художественную мысль, кроме банальной шаблонности и рабского угодничества, он эмигрировал в США. Макс Бекман (1884-1950) покинул Германию после выступления Гитлера на открытии нацистской выставки Выродившееся искусство в 1937 г. в Мюнхене.

Мощный образ страданий современного человека, созданный Бекманом, производит впечатление и сегодня. В 2001 г. его Автопортрет с рогом был продан в Нью-Йорке за 22,5 млн долл. - дороже произведения немецкой живописи до сих пор не продавались.

Любимым скульптором нацистов был Арно Брекер (1900-1991), чьи мускулистые супермены украшали Олимпийский стадион и Рейхсканцелярию в Берлине. В образах Эрнста Барлаха (1870-1938), как небольших, так и монументальных, простыми средствами выражено глубокое чувство (например, Парящий ангел в Гюстровском соборе).

Во второй половине XX в. немецкое искусство как бы колеблется между возвратом к динамизму 1920-х гг. и современными тенденциями в мировом искусстве. Самой заметной фигурой в Западной Германии был Йозеф Бойс (1921 - 1986), создававший скульптуры из жира, войлока, крови, меда и т. д. Он также организовывал хеппенинги и перформансы.

Другие статьи категории "Узнать Германию":



Читать нас
О сайте