Фирценхайлиген
Одно из архитектурных чудес германии, большая паломническая церковь Фирценхайлиген (Четырнадцати Святых) стоит на склоне холма в красивой долине у верховьев Майна.
Веками церковь привлекала толпы паломников, и вы не пожалеете, если проследуете по их стопам по плавному склону к этому шедевру рококо. Он был создан Бальтазаром Нойманом, одним из самых удивительных архитекторов XVIII в.
Четырнадцать святых - св. Варвара, св. Екатерина, св. Христофор, св. Витт и другие - уже давно были объектами народного поклонения в Южной Германии, их называли помощниками в нужде. В 1519 г. простому пастуху из Франконии Герману явилось видение 14 святых во главе с Младенцем Иисусом. Скоро заговорили о чудесах, и на месте, где это случилось, была основана часовня.
С течением времени паломников становилось все больше, и капелла неоднократно перестраивалась. Окончательный облик был придан церкви по заказу князя-епископа Фридриха Карла фон Шенборна, который как раз перестраивал соседний Бамберг, свою вотчину.
Нойман уже прославился в качестве придворного архитектора в Вюрцбурге, и, естественно, ему было поручено подготовить проект новой церкви, задуманной духовным курфюстом.
Церковь была заложена в 1741 г., а завершена в 1772, уже после смерти Ноймана, но в полном соответствии с его планами.
Через низину долины Майна две башни церкви перекликаются с барочным монастырем Банц на противоположном склоне.
Снаружи Фирценхайлиген выглядит вполне обычной церковью со стенами из грубоватого золотистого песчаника, за которыми, казалось бы, кроется вполне стандартное в плане культовое здание - центральный и боковые нефы, трансепты, хоры. Лишь слегка волнистый западный фасад намекает на роскошь, ожидающую внутри.
Сверкающее великолепие бросается в глаза сразу же за воротами. Пространство церкви кажется не столько произведением архитектуры, сколько внутренностью какого-то фантастического кораллового рифа.
Свет струится через множество окон и освещает изогнутые розовые, белые и золотые формы. Кажется, что структура здания исчезает под богатым радостным декором с овальным мраморным алтарем Милосердия в самом центре. Похожий на огромное блюдо из мейсенского фарфора, он окружен балюстрадой и крайне эффектно воспроизводит видение пастуха. В нем, как ни в каком другом памятнике, воплотился богатый фантазией и чувственный мир рококо.