История литературы
Гордость немецкой литературы по праву составляют как средневековый эпос, любовная лирика трубадуров, Библия Лютера, вершины Веймарского классицизма, так и модернистские произведения.
История литературы в Германии средних веков.
Дух средневековой Германии воплощен в эпической поэме неизвестного автора конца XII в. Песнь Нибелунгов, давшей Рихарду Вагнеру материал для оперы Кольцо Нибелунгов.
В эпической поэме начала XIII в. Парцифаль Вольфрам фон Эшенбах повествует о поисках чаши св. Грааля. Как и произведения любовной лирики миннезингеров, она написана на средневерхненемецком языке, предшественнике современного литературного языка - восточно-средненемецкого.
В начале XVI в. из целого комплекса комических и сатирических рассказов выкристаллизовался образ ловкого пройдохи Тиля Уленшпигеля. Истории о нем записал брауншвейгский таможенник Герман Боте.
Лютер и после него.
Самый большой вклад Мартина Лютера в немецкую культуру - его перевод Библии, законченный в 1534 г. Первый перевод, свободный от региональных диалектизмов, был в состоянии понять любой немец, а простота и ясность текста сыграли огромную роль для развития литературного немецкого языка. Волнения Реформации и Тридцатилетней войны препятствовали развитию литературы, хотя после войны появилась яркая повесть Якоба Кристофа фон Гриммельс-хаузена Симплициссимус (1669 г.).
От Просвещения к Буре и натиску.
Готхольд Эфраим Лессинг (1729-1781) возвел драматургию на новый уровень.
Бросив вызов театральной условности, он списывал своих персонажей с представителей зарождавшегося среднего класса.
После крушения старого порядка в потрясениях Французской революции родилось новое литературное движение. Свое название - Буря и натиск - оно получило от немецкой пьесы, действие которой происходит во время американской войны за независимость. Его представители говорили о низложении тиранов и главенстве чувства. Крупнейший немецкий писатель Иоганн Вольфганг фон Гете (1749-1832) в начале своего творческого пути принадлежал к этому направлению, но его основным представителем был друг Гете Фридрих Шиллер (1759-1805), автор Разбойников.
Гений Гете позволил ему обогатить многие сферы науки и культуры, но прежде всего его имя связано с лирикой, историческими драмами и, конечно, с вершиной его творчества - пересказом легенды о Фаусте. В нем воплотились и необузданный романтизм Бури и натиска, и гармония веймарского классицизма.
Представители романтизма черпали вдохновение в народных сказках и легендах. Из них прежде всего следует назвать Э. Т. А. Гофмана (1776-1822) и Клеменса Брентано, в 1805 г. издавшего антологию Волшебный рог мальчика. Огромное количество образцов фольклора собрали братья Гримм.
Натурализм и реализм в литературе Германии.
Автор несравненной Лорелеи Генрих Гейне (1797-1856)
повествовал также о социальных проблемах эпохи. Он остроумно описал свое путешествие по Германии.
Особое внимание к месту действия и пейзажу отличало литературу конца XIX в. Никто так не изобразил ландшафты Бранденбурга и Балтийского побережья, как прозаик Теодор Фонтане (1819-1898), особенно в романе Эффи Брист.
Всадник на белом коне Теодора Шторма (1817-1888) необходимо прочитать всем, отправляющимся в Шлезвиг-Гольштейн. Критический реализм и социальная проблематика характерны для таких пьес Герхарта Гауптмана (1862-1946), как Ткачи.
XX В. В произведениях Томаса Манна (1875-1955) меняющееся время отражается в судьбе отдельного человека. Будденброки (1901) - это хроника упадка зажиточного среднего класса в Любеке, а полстолетия спустя писатель создал роман Доктор Фаусту-с, повествующий об агонии эпохи Гитлера. Самый известный роман брата Томаса Манна Генриха (1871 - 1950) - Верноподданный - рассказывает о духовном ничтожестве среднего человека во Втором рейхе. По его роману Учитель Гнус был создан фильм Голубой ангел. Совершено иначе угрожающие тенденции XX в. воспринял пражский немец Франц Кафка (1 883-1 924). Такие его фантасмагорические рассказы и романы, как Процесс, вселяют ужас. Немецкая склонность к слепому подчинению остроумно высмеяна в Капитане из Кепеника Карла Цукмайера (1896-1977).
Несколько позднее были написаны произведения, в которых речь идет о самых острых проблемах XX в.
Широчайшую известность Понтеру Грассу принес его роман Жестяной барабан (1959 год), а Рольф Хоххут в 1963 г. написал пьесу Наместник, где речь идет о сомнительной роли папства во Второй мировой войне. Но самым известным драматургом остается Бертольд Брехт (1898-1956), основатель знаменитого театра Берлинер Ансамбль.
Такие писатели, как Грасс и лауреат Нобелевской премии Генрих Белль (1917-1985), всеми силами пытались очистить нравственную атмосферу Западной Германии. В Восточной Германии эту роль играли Криста Вольф (род. 1929) и Штефан Хейм (1913-2001).