Церковь Санта-Мария в Венеции
(Santa Maria Gloriosa dei Frarl)
Итак, на кампо деи Фрари и располагается эта огромная базилика (длина - 102 м, ширина - 32 м, форма «латинский крест») с одноименным названием, построенная для монахов-миноритов францисканского ордена. Считается, что здание построили два монаха-доминиканца - Бенвенуто да Болонья и Никколо да Имола между 1340-1443 годами.
Внешность церкви Санта-Мариястрога, огромна и неприступна: скупой голый краснокирпичный фасад. Стены фасада прорезаны окнами: круглыми и продолговатыми с боков, церковь скупо украшена белыми пилястрами и остроконечными башенками.
Впрочем, есть элегантный беломраморный портал, который удачно сочетает в себе элементы готики и Возрождения. Обратите внимание также на рельеф XV века на боковом фасаде (Мадонна, отпускающая от себя младенца).
И, конечно, на кампанилу - она одна из самых высоких в Венеции (70 м, архитекторы Якопо и Пьетро Паоло Делле Масенье) и при этом доготическая, 1396 года, с аркадой звонницы и плоским завершением в виде многогранника.
Но главное во фрари, конечно, внутри!
Сразу от входа бросается в глаза (превосходно рассчитанный зрительный эффект), в алтарной части, между колоннами (входная арка служит как бы обрамлением картины) прославленная «Ассунта» - один из самых знаменитых шедевров Тициана.
Художник создавал «Вознесение Марии» два года, и в 1518 году она была открыта для всеобщего обозрения. Вертикальное движение отвечает готическому интерьеру, комментирует его и придает высокий религиозный смысл. А туманное пространство над ней усиливает ощущение бесконечности, в которую уносится Мария.
Вскоре после «Ассунты» Тициан пишет картину для алтаря Пезаро. Он возвышается у левой стены церкви «Мадонна Пезаро» (1519-1526) написана по заказу Якопо Пезаро, епископа кипрского Пафоса и командующего в войне с турками.
Сам Тициан удостоился чести быть погребенным в церкви Санта-Мария, которую украшают его прославленные полотна. Гениальный художник умер во время эпидемии чумы в 1576 году, которая унесла жизни семи тысяч венецианцев.
Еще один бесспорный шедевр базилики: «Мадонна со святыми» (1488) Джованни Беллини в сакристии, в правом торце трансепта.
Беллини - как огромная объемная открытка... Четко просматривается передний план и задний. Задний - это ниша, в которой Мадонна. Причем слева и справа - апостолы. Но они более плоские. Они как бы отдельно... При этом нельзя сказать, что картина действительно «плоская», приглядитесь: есть два плана - задний и передний. И она вся светится! И она прекрасна!
Тициан с Ассунтой более кинематографичен, что ли, более динамичен. Но, на мой взгляд, пусть Беллини и статичен, но... совершеннее.