Достопримечательности Ниццы
Ницца - столица Лазурного Берега. В ее характере французские черты смешиваются с итальянскими. Это веселый, живой, красивый город.
Ницца не провинциальна, тут прекрасный университет, уже много лет известный своими исследованиями по биологии моря. Неподалеку от Ниццы лет 30 назад возник район, который иногда называют французской Силиконовой долиной. Центр этого района - городок София-Антиполис, а кроме того, в него входят мелкие горные деревни, в которых располагаются научные отделы больших фирм и маленькие компьютерные старт-апы. В результате многие аспиранты-информатики приезжают в эти края писать диссертации.
В 1982 году филологический факультет университета Ниццы присвоил звание почетного доктора наук замечательному американскому писателю Джеймсу Болдуину, жившему много лет в Сен-Поль-де-Вансе. Болдуин принадлежал еще поколению, для которого расовые проблемы в Штатах были очень остры, и он предпочел жить во Франции.
Мягкий даже для Лазурного Берега климат Ниццы, защищенной от северных ветров высокими Альпами, в XIX веке привлекал сюда зимой богатых людей со всей Европы - тут собирались русские и австро-венгерские аристократы, английские лорды и леди.
Пляжи курорта
В начале XX века на зиму в город Ниццу стали приезжать и куда менее богатые люди, жившие значительно скромней, - мелкие дворяне, купцы, разночинцы. В Ницце проводили зиму больные туберкулезом.
Набережная
Лазурный берег Ницца, Канны
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ НИЦЦЫ ЗА ОДИН ДЕНЬ
Ницца отчетливо делится на две части речкой Пайон (Paillon), которая сейчас в основном забрана под землю. Над ней сады и площади. К западу от нее Ницца XIX, XX, XXI веков, к востоку - старая Ницца.
Главные достопримечательностей Ниццы расположены в Старом городе. Старый город расположен у подножия холма, на вершине которого был когда-то замок.
Площадь cours Saleya
Рыночная площадь cours Saleya почти на самом берегу. Перешел набережную quai des Etats-Unis - и попал на пляж с круглой блестящей галькой. Как-то летом мы жили в крошечной квартирке прямо на этой площади и из окошка второго этажа выбирали персики на прилавках.
Зимой рынок пахнет мимозой и лимонами, летом помидорами и персиками, и всегда розами.
Осень, пора винограда
Горы оливок на любой вкус - черные, зеленые, острые и не очень. Цветы. В том числе ярко-желтые цветы кабачков, которые в Провансе и в Италии жарят в кляре. Козьи сыры, с ними спускаются с ближних гор их производители - часто из тех людей, что в конце 60-х поселились в заброшенных деревнях, занялись сельским хозяйством, производством керамики. Этих людей узнаешь по широкополым шляпам и общему очень привлекательному, но отчасти опереточному облику.
Если вы попали в Ниццу зимой, обязательно поешьте на базаре (Босса), которую жарит на гигантской сковороде местная знаменитость - Тереза. Сокка - по происхождению турецкое блюдо, но в Ницце оно стало местным. Это блин из бобовой муки. Его жарят на оливковом масле, посыпают солью и перцем и едят обжигающим - из бумажного. Когда-то по утрам сокку ели портовые рабочие. Учтите только, что летним горячим днем есть этот волшебный обжигающий блин слишком жарко.
Пристань с частными яхтами
Поглядите на фасады домов, стоя посреди рынка на cours Saleya, - они раскрашены, как в соседней Италии, - желтые, красные, охряные - праздник для глаз. А на переднем плане часовня Милосердия (chapelle de la Misйricorde) -шедевр в стиле барокко, построенный архитектором Бернардо Виттоне в 1740 г. по эскизам Гварино Гварини, знаменитого итальянского архитектора XVII века. С 1828 г. эта часовня принадлежит ордену Pйnitents Noirs, что по-русски означает орден черных кающихся грешников. Черными они называются по цвету одежд. Это один из четырех монашеских орденов, которые представлены в Ницце. Когда-то монахи этого ордена защищали приговоренных к смертной казни от толпы, готовой их растерзать. История ордена не очень хорошо известна. Некоторые утверждают, что он возник в Италии в XII веке, другие говорят, что до Франциска Ассизского этого ордена не существовало и что именно Франциск его основал в 1221 г.
Разноцветные фасады домов
Арбузы, дыни на рынке
Часовня очень хороша внутри - там элегантные аркады, и царит яркая барочная многоцветность. Есть в ней два замечательных алтаря работы местных художников-примитивистов - оба посвящены Мадонне Милосердия. Один из них совсем еще готический - работы художника Жана Мирайе, а второй на 80 лет моложе, и в нем уже чувствуется влияние итальянского Возрождения. Это работа Луи Бреа. Может быть, сильней всего этот дух Ренессанса ощущается в изображенном на панно пейзаже Ниццы.
Открыта часовня в воскресенье утром.
С cours Saleya, в глубине площади place Pierre Gautier, видно здание, которое называют Дворцом правительства (Palais du Gouvernement) или Королевским дворцом (Palais Royal).
Классические фасады, фото
На его фасаде дорические колонны чередуются с коринфскими. Венчает это элегантное здание балюстрада. Дворец был построен в конце XVI или в начале XVII века (точная дата неизвестна). С 1610 по 1717 г. здесь располагался дворец герцогов Савойи. Потом Ницца некоторое время принадлежала Франции, а в 1814 г. отошла королю Пьемонта и Сардинии, который устроил в этом здании королевский дворец. В 1860 г. Ницца снова стала французской, и в здании разместилась префектура. К сожалению, за исключением «дней исторического наследства», попасть внутрь этого дворца нельзя.
Рынок окружают кафе и ресторанчики, и в любое время года площадь тонет в цветах. Кстати, лет 20 назад под ней построили большой паркинг, где всегда можно поставить машину. Разве что в июле-августе с этим могут быть проблемы.
За площадью начинается Старый город с его темноватыми узкими улицами и светлыми маленькими площадями, с барочными церквями, с переулками, которые карабкаются вверх и переходят в лестницы, со звоном вилок в обеденное время. По ночам улицы моют из шлангов, и по ступеням вниз каскадами текут ручьи. Укромные углы, лавочки, запах лаванды - Ницца очень уютный город.
Старую Ниццу пересекает улица rue Droite. Когда-то она шла от одной крепостной стены до другой. По ней надо обязательно пройтись, но, конечно же, сворачивая в маленькие отходящие от нее переулки и возвращаясь обратно. Если вы идете по rue Droite от моря в глубь Старого города, направо будет rue Malo-nat. Сверните на нее, потом на rue de l'Ancien Sйnat. Разрисованные дома, крошечные площади, лестницы с истертыми временем ступенями - гулкие шаги. Rue Droite куда буржуазией: в XVII веке там жила знать, банкиры, юристы. Свидетели тех времен - построенный в генуэзском стиле в середине XVII века дворец Ласкари (palais Lasca-ris), богато разукрашенный каменными цветами и балконами, и церковь Жезю (йglise du Gйsu), построенная иезуитами в 1642 г. Ее барочный фасад, богато отделанный мрамором, датируется 1825 г.
Улица rue Droite
Во дворец Ласкари стоит зайти. Внизу там магазинчики, а в верхних этажах в 2010 году открылся Музей музыки: там представлена внушительная коллекция старинных инструментов. Наверх ведет монументальная лестница, во внутренних помещениях выразительные расписные потолки.
В стену дома на углу rue Droite и rue de la Loge вделано пушечное ядро - оно сохранилось со времен осады Ниццы турками, союзниками Франциска I.
Вот вы и пришли на площадь Saint-Franзois, над которой возвышается часовая башня (tour de St. Franзois). По утрам здесь красочный рыбный рынок. У вас есть два варианта: вы можете идти дальше к (D площади Гарибальди (place Garibaldi) по rue Pairoliиre, на которой множество ресторанчиков, бутиков, магазинчиков, а можете пройти несколько шагов обратно по своим следам по rue du Collet, чтоб потом повернуть налево по улице Mascoпnat и выйти на площадь Rossetti.
Дворец Ласкари
Башня Белланда
Площадь Rossetti - одна из самых приятных в старой Ницце. Она была создана в 1825 г. Там невероятно спокойно. Журчит фонтан, невозможно не присесть за столик на террасе какого-нибудь кафе... Эта площадь напоминает римский квартал Трастевере: и там и тут теряется ощущение города - маленькая деревенская площадь, никуда не надо торопиться...
Некоторые достопримечательности Ниццы располагаются на Замковом холме.
В древности на холме находился греческий город, потом первый средневековый город, там стояла крепость, от которой практически ничего не осталось. На ее месте чудесный средиземноморский сад.
Замок был разрушен еще в 1706 году, и теперь этот холм высотой 92 м жители Ниццы и зовутзамком. А на вершине холма круглая площадка, с нее открывается вид на море и на черепичные крыши, вся бухта Ангелов видна как на ладони...
Один из подъемов на холм начинается с конца набережной quai des Etats-Unis. Отсюда можно подняться на лифте, а можно преодолеть 400 ступенек montйe Lesage. Кроме этого, есть пешеходные подъемы montйe du Chвteau и montйe Rondelly.
И вот вы добрались до большущего круглого бастиона, построенного в XIX веке, - башни Белланда (tour Bellanda), это название на разных картах пишут немного по-разному - иногда Bellanda, иногда Bellande, иногда Belande. Сейчас на вершине башни находится морской музей.
Когда-то в бастионе жил композитор Гектор Берлиоз (Hector Berlioz, 1803 - 1869), он был счастлив в Ницце: «Я в Ницце, я вдыхаю этот воздух, теплый и бальзамический... Вот жизнь и радость, и музыка, которая обнимает меня, и будущее улыбается... Я в Ницце, чтоб бродить по лесам апельсиновых деревьев...»
Кладбище
На этом кладбище на холме похоронен Александр Иванович Герцен (1812-1870). Он умер в Париже и сначала был похоронен на кладбище Пер-Лашез, но потом его прах был перенесен в Ниццу, где он жил с 1850 по 1852 г. и где в 1852 г. умерла его жена... В Ницце Герцен напечатал немало работ, в частности «Письма из Франции и Италии», впервые вышедшие по-немецки. Он почти не общался с русскими в Ницце. После смерти жены Герцен переехал в Лондон.
В Ниццу Герцен приехал в один из самых трагических моментов своей жизни. Во Франции после краха революции 1848 г. к власти пришел племянник Наполеона Луи Бонапарт (Наполеон III), Герцен бежал из Парижа с чужим паспортом. В Ницце он обосновался, чтоб побыть в уединении и подумать...
Над могилой Герцена - памятник работы скульптора Парфена Забелло (1830-1917).
От кладбища влево начинается спуск по череде лестниц к церкви Сен-Мартен-Сент-Огустен (St-Martin-St-Augustin). Это самый старый приход в Ницце. Там в 1510 г. служил мессу Лютер, там крестили Гарибальди. Зайдите внутрь, посмотрите на красивый барочный интерьер. Здесь находится центральная часть алтаря работы Луи Бреа - Пьета («Оплакивание»).
Выйдя из церкви, обратите внимание на памятник Катерине Сегюран (Catherine Segurane). В XVI веке, когда Ницца принадлежала савойскому дому, на нее вместе с союзниками-турками напал Франциск I. Катерина Сегюран пришла на укрепления с корзиной еды для солдат; как раз в это время турки попытались начать штурм города, и тогда Катерина бросилась на них с кухонным ножом. Турки один за другим попадали со штурмовой лестницы в ров. За доблестной Катериной встали и другие жители Ниццы, так что атака была отражена. Правда, чуть позже, после 20 дней осады, город все равно был взят.
Еще несколько шагов, и вы на площади Гарибальди (place Garibaldi) - дома на ней желтой охры; очень похожие площади встречаются в городках Пьемонта. Ее создали в XVIII веке, и тогда она отмечала северную границу города.
После прогулки по Старому городу можно продолжить движение на восток в сторону Италии и поглядеть на еще на одну достопримечательность Ниццы, красочный порт Lympia. Он расположен прямо за замковым холмом, там, где набережная Rauba-Capeu заворачивает и становится набережной Lunel.
Порт Ниццы
Порт был создан в 1749 г. по приказу Карла Иммануила III Савойского, чтоб Ницца могла соперничать с Марселем и Генуей. Но он так и не стал большим торговым портом. Сейчас там пришвартованы яхты, частные корабли, оттуда ходит паром на Корсику. Дома на набережной вокруг порта очень итальянского вида, с разноцветными фасадами, в основном в неоклассическом стиле. Обратите внимание на дом Липранди (Liprandi, 20, quai Lunel).
Конечно же, вокруг порта множество рыбных ресторанчиков. Чудеснейшее блюдо, распространенное и в Ницце, и в соседней Италии, - frit - tura mista - это мелкие рыбешки, креветки, кальмары, пожаренные в кипящем масле.
Вода и скалы
Если вы любите ходить пешком, обогните порт и продолжайте идти по набережной. Город кончается, набережная превращается в береговую тропу: дойдите по ней до какой-нибудь бухточки, где летом коричневые кудрявые провансальские мальчишки прыгают со скал в воду. А если вы любите плавать с маской, то именно в такой бухточке этим лучше всего заниматься. Вода прозрачная, на дне сияют красные морские звезды, стаи серебристых сардинок носятся, с полосками на боку сверкают в донной траве, как консервные банки.
В бухте
Английская набережная
Самая знаменитая улица Ниццы XIX века - несомненно, Английская набережная. До 1820 года добраться до этого угла берега, прижатого к воде горами, было трудно. Английская колония, которая обосновалась здесь с XVIII века, взяла на себя постройку дороги. Отсюда и название - «променад англичан». Впервые мысль о том, что неплохо бы создать прогулочную улицу, окаймляющую бухту Ангелов, возникла у англиканского священника - преподобного Льюиса Уэя (Lewis Way).
Широкая Английская набережная тянется вдоль моря, с нее открываются виды на залив, на форт Антиба, на горы. Прямо под ней городской пляж.
На набережной немало прекрасных садов и красивых зданий: например, le Palais de Mediter - ranйe, знаменитый роскошный отель le Negresco, la villa Massena, отель West End... На востоке Promenade des Anglais плавно переходит в quai des Etats-Unis.
Обе эти улицы-набережные - Promenade des Anglais и quai des Etats-Unis - были бы совсем хороши, когда б не обилие машин.
Средиземноморский дворец
Этот дворец был построен в 1929 году по заказу американского миллиардера, и здание объединило в своих стенах мир азартных игр с миром искусства. Здесь пели Луи Армстронг и Жозефина Бейкер, здесь выступали русские балеты Дягилева и джаз Дюка Эллингтона...
Сейчас в этом здании размещаются роскошный отель и казино. Фасад - образец позднего модерна - полностью сохранен.
Музей изящных искусств имени Жюля Шере
Можно присесть и насладиться видом
Дворец Негреско
Этот дом - один из самых ярких образцов модерна времен его расцвета. Дворец был построен по заказу румынского князя Анри Негреско в 1912 г. Его открывали пять коронованных особ. А через два года разразилась Первая мировая война, и во дворце разместили военный госпиталь. Через несколько лет после войны здание, как и было задумано, превратилось в отель. Но только в 1957 году эта гостиница стала тем, чем она является сейчас - одновременно и символом роскоши, и музеем. В 1957 г ее купила семья Ожье (Augier). Управляет этим отелем восьмидесяти четырехлетняя Жанна Ожье (Jeanne Augier), она не только стоит во главе знаменитого учреждения, но и коллекционирует предметы искусства, которые размещает в своем отеле. , Слева от входа расположен салон I «Версаль» - в нем потолок XVII века, огромный камин, привезенный из замка Hautefort, портрет Людовика XIV работы Гиацинта Риго (Hyacinthe Rigaud, 1659-1743). За салоном «Версаль» находится «Большой салон» (Grand salon). В этой огромной гостиной стеклянный потолок работы Густава Эйфеля (Gustave Eiffel, 1832-1923), с потолка свешивается люстра из хрусталя баккара, состоящая из 16 800 элементов. Там лежит самый большой на свете ковер (375 квадратных метров). В этом салоне постоянно проводятся выставки.
Каждый из шести этажей гостиницы Негреско посвящен какой-нибудь определенной эпохе. Ну, а если вам захочется посидеть на скамейке орехового дерева в баре Негреско и чего-нибудь выпить, то вы, наверно, повстречаетесь с рыжей кошкой по имени Кармен. У нее в этом баре есть собственный табурету стойки.
Музей изящных искусств имени Жюля Шере
Совсем недалеко от западного края Английской набережной находится Музей изящных искусств. Здание, в котором сейчас расположен музей, было построено для украинской княгини Кочубей в 1878 г. в стиле генуэзских дворцов XVII века, а музей в нем открылся в 1928 г. Здесь представлены художники самых разных времен, а ядром послужила коллекция, посланная в Ниццу Наполеоном III для Музея изящных искусств, открытого в 1860 г. В нынешнем музее представлены и классики, и импрессионисты, и художники начала XX века. Жюль Шере, именем которого назван музей, - человек, придумавший современные афиши. Именно ему принадлежит знаменитая афиша «Bal au Moulin Rouge» («Бал в «Мулен-Руж»). Шере оказал немалое влияние на художников-современников - Анри Тулуз-Лотрека (Henri Marie Raymond de Toulouse-Lautrec-Monfa, 1864-1901), Пьера Боннара (Pierre Bonnard, 1867 - 1947). Шере прожил в Ницце значительную часть жизни, здесь и умер. Он много времени посвятил оформлению интерьеров. Внутреннее убранство актового зала в префектуре Ниццы - его работа. И в музее, носящем его имя, собрано множество его произведений.
Галерея Рауля Дюфи (Raoul Duty)
Любителям Дюфи обязательно нужно сюда зайти. Тут есть и натюрморты, и пейзажи, и уличные сцены - прекрасные яркие работы, характерные для Дюфи.
Площадь Массена
Площадь Массена была заложена в 1815 г. Она представляет собой красочный ансамбль домов, соединенных яркими охряными желтыми и красными аркадами. На южном конце площади рвутся из фонтана бронзовые лошади.
Теперь эта огромная площадь - пешеходная. Под ней, загнанная под землю, бьется речка Пайон (Paillon), начинающаяся на холмах Коараз (Coaraze), в 25 километрах отсюда. На площади стоит громадный скульптурный ансамбль под названием «Разговор» каталонского скульптора Жауме Пленса Uaume Piensa): мыслители, стоящие на коленях или сидящие на высоченных постаментах, которые ведут беседу, символизируют континенты. Смотреть на эти фигуры лучше всего, когда темнеет и они освещаются изнутри. Совершенно феерическое зрелище! Эта скульптура - одно из пятнадцати произведений современного городского монументального искусства, расположенных по пути следования трамвая номер 1, пущенного в 2007 г.
Фонтаны, игра света и теней... Лучше всего гулять здесь в темноте при удивительной подсветке.
На севере в площадь вливается avenue Jean Mйdecin - оживленная улица с множеством магазинов. Она названа именем борца Сопротивления, который после войны в течение многих лет был мэром Ниццы. На западе от place Massйna идут улицы Massйna и France - обе пешеходные: по ним очень приятно неспешно прогуливаться, глазея по сторонам, - там множество кафе, лавочек, кинотеатров.
Кстати, по пятницам в 7 вечера проводятся экскурсии под названием «Art dans la ville» («Искусство в городе»). Если вы любите современную городскую скульптуру и архитектуру и говорите по-французски, отправиться на такую экскурсию, несомненно, имеет смысл. Для этого надо позвонить в туристический офис (0 0-802-707-407) и записаться. Стоимость экскурсии €8 с человека
Пройти до place Massйna от Promenade des Anglais можно по Avenue de Verdun. Зайдите по дороге в сад Альберта I (Jardin Albert I). Там стоит огромная скульптура Бернара Вене (Bernard Venet, род. 1941), которая называется «Арка 11 5.5°», а рядом фонтан «Три грации» работы Антониуччи Вольта (Antoniucci Voltl, 191 5-1989).
Музей Массена (Musйe Massйna)
Внутри музея Массена, фото
На rue de France, в здании, окруженном садами, находится очень своеобразный музей. Здание, выполненное в стиле итальянских ампирных особняков, было построено в 1898 г. архитекторами Терслингом и Мессианом для Виктора Массена (VictorMassйna), правнука знаменитого маршала, а в 1919 году его сын Андре передал здание городу.
На первом этаже находятся ампирные салоны. В галерее - статуэтки, мраморные бюсты, безделушки.
В правом крыле второго этажа - превосходная живопись, много местных примитивистов. Обратите внимание на алтарь работы Жака Дюранди с удивительным портретным изображением Иоанна Крестителя. Есть и алтарь работы Луи Бреа. Фламандские, итальянские, испанские примитивисты тоже представлены в этом музее. Очень хороша статуя Мадонны из серебра и эмали - великолепный образец итальянского Возрождения.
Два зала посвящены религиозному искусству XV-XVII веков. Есть в музее и рыцарские доспехи, и даже шлем, датированный 1 500 г. до н.э. А на третьем этаже разместилась коллекция драгоценностей со всего света. На стенах акварели с пейзажами Ниццы. Хранятся в музее и различные документы наполеоновской и революционной эпох. Множество акварелей иллюстрируют историю города.
От place Massйna начинается Promenade de Paillon. Эта эспланада проходит между двумя параллельными улицами: avenue Jean Jaurиs и бульваром Fйlix-Faure. Вдоль нее среди бесконечных цветов идет трамвай - очень элегантный. И вся эта сияющая цветущая эспланада находится буквально над речкой. Когда-то тут белье стирали... Как и всюду, где стекло и бетон рвутся в небо, возникает легкая ностальгия по этой вот речке, по Ницце, описанной замечательным писателем Луи Ню-сера (Louis Nucera, 1928-2000). Сын эмигрантов из Италии, он всю жизнь прожил в Ницце и в своих очень теплых и поэтичных романах писал о так называемых «простых» людях... Нюсера погиб в 2000 году, во время своей ежедневной велосипедной прогулки, - его сбила машина.
Музей современного искусства Ниццы
Музей современного искусства (Musйe d'Art Moderne et d'Art Contemporain)
Если искусство второй половины XX века вас интересует, зайдите в в еще одну достопримечательность Ниццы музей современного искусства, к которому вас приведет Promenade de Paillon Здание, в котором он расположен, - это стилизованная крепость. Она состоит из четырех квадратных башен, соединенных стеклянными переходами;
Современное искусство
Построили эту крепость из стекла и бетона архитекторы Ив Байар (Yves Bayard, 1935-2008) и Анри Видаль (Henry Vidal). В музее прекрасно представлены художники ниццкой школы. Школа эта возникла в пятидесятых годах XX века, и из нее вышли некоторые течения современного искусства - например, минималисты и новые реалисты. Значительная часть современной европейской живописи и скульптуры выросла из этой школы. Ее создателями были Ив Клейн (Yves Klein, 1928-1962), Арман (Fernandez Armand, 1928-2005) и Марсьяль Рэс (Martial Raysse, род. 1936). Позже к ним присоединились Сезар (Cйzar, 1921-1998) и Саша Cocho (Sasha Sosno, род. 1937), а из людей следующего поколения к ней относится Патрик Мойя (Patrick Moya, род. 1955). Наверно, ярче всего эта школа представлена в городских пространствах - это здания, фонтаны, городская скульптура.
Европейские новые реалисты близки к представителям американского поп-арта, - и те и другие пытались передать в своих работах повседневную жизнь общества потребления. В их произведениях часто используются разнообразные предметы - обиходные или промышленные - обычно не по назначению. Ив Клейн - один из виднейших представителей этого направления. На террасе музея стоит его монументальная скульптура «Стена огня».
Минималисты отличаются тем, что художник в их работах почти не виден. Очень часто полотна состоят из множества повторяющихся элементарных форм.
Постоянная экспозиция в музее современного искусства не очень велика, временные выставки тут сменяют друг друга.
Акрополь (Acropolis)
После Музея современного искусства Promenade de Paillon выведет вас к огромному Дворцу конгрессов (Palais de Congrиs) из стекла и бетона. Его называют еще Акрополем. Его длина 338 метров, и он занимает все пространство между avenue Gallleni и бульваром Ris-so. Это здание, построенное группой местных архитекторов, кажется гигантским кораблем, стоящим на якоре. Его 55 000 квадратных метров находятся на пяти уровнях. Внутри и снаружи находятся работы самых разных скульпторов второй половины XX века. Среди них Арман («Мощь музыки»), Вольти («Ни-кайя»), Сезар («Большой палец»), Кальдер (Alexander Calder, 1898-1976), Поль Бельмондо (Paul Belmondo, 1898-1982), Моретти («Луи Армстронг») и другие.
Когда вы будете возвращаться обратно к place Massuna, то перед вами окажется очередная достопримечательность Ниццы, постройка которую называют «Квадратная Голова». Она находится на углу сада Jardin Marйchal-Juin. Это 30-метровое сооружение, законченное в 2002 году, представляет собой куб, стоящий на реалистически выполненной громадной шее, а в кубе находится муниципальная библиотека имени Луи Нюсера. Автор этого весьма своеобразного дома - скульптор-монументалист Саша Сосно. Еще одно его произведение - бронзовая Юнона - стоит в l'Elysйe Palace в доме № 59 по Promenade des Anglais Есть работы Саши Сосно и в Музее современного искусства.
Это аристократическая часть Ниццы. Виллы тут утопают в зелени. На краю бульвара Cimiez статуя английской королевы Виктории (1819-1901 ) напоминает о том, что когда-то короли останавливались именно на этом холме.
Если вы на машине, то ехать сюда следует от Акрополя по бульвару Сага-basel, который превращается в бульвар Cimiez, и как раз примерно в том месте, где сменяется название, чуть в стороне находится Музей Шагала.
Музей Шагала (Musйe Shagall)
Здание, в котором находится музей, было построено специально для него архитектором Андре Эрма-ном в 1972 г. Провансальский всепроникающий свет льется в него через огромные окна, и картины в этом свете совсем живые. Тут расположена самая большая в мире постоянная коллекция работ Шагала. Интересно, что эта коллекция тематическая, - музей называется «Библейское послание», и все находящиеся в нем работы - на библейские темы. Эти полотна были подарены государству самим художником. 17 больших работ он создал за 13 лет (1954-1967). В огромном зале 12 полотен, посвященных истории Адама и Евы, земному Раю, истории Ноя, Аврааму, Иакову, Моисею, а в соседнем зале 5 работ, иллюстрирующих Песнь Песней. Все эти полотна абсолютно шагаловские - лирические, нежные, слегка ироничные и совершенно волшебные, светящиеся. И конечно же, в них присутствуют истинные шагаловские божества - его звери и птицы... Обратите внимание на мозаику на стене, выполненную в 1970 г. Встаньте у двери библиотеки, и вы увидите, как эта мозаика отражается в пруду. На ней изображено вознесение Ильи-пророка в огненной колеснице. А в конференц-зале воздух синий от трех огромных витражей. Есть в музее и скульптуры, и эскизы к картинам. Даже если вы попали в Ниццу совсем ненадолго, этот музей пропустить просто нельзя.
Кстати, любители Шагала, не забудьте зайти на юридический факультет университета Ниццы (Villa Passiflores, 34, avenue Robert Schuman), где вы увидите огромную, во всю стену, мозаику: Одиссей после всех испытаний возвращается на Итаку к Пенелопе.
Музей Матисса (Musйe Matisse)
Сама вилла с красными стенами, стоящая в тихом саду, где оливы соседствуют с кипарисами, уже заслуживает того, чтоб сюда прийти. Она была построена в 1670 г. в генуэзском стиле. Смотрит вилла на море. Первым ее владельцем был итальянский консул. В XIX веке новые владельцы перестроили ее, и она стала отвечать всем требованиям к большому буржуазному дому. А в 1950 г. виллу купило государство, и ее стали называть вилла Арен (villa des Arиnes), потому что совсем рядом с ней находятся римские арены. В 1993 г. в вилле Арен устроили Музей Матисса.
В этом музее представлены работы не только Матисса. Здесь есть картины и Сезанна, и Синьяка, позволяющие увидеть, какое влияние оказали на Матисса эти художники. Тут и книги, и самые разные предметы, принадлежавшие Матиссу и изображенные на его полотнах. В двух залах расположены макеты и эскизы, относящиеся к часовне Матисса в городке Ване неподалеку.
Окно музея
Город Cemenelum
Археологический музей (Musйe Archйologique) и Cemenelum
В основном в музее представлены предметы, найденные при раскопках на самом холме Слгшег и в окрестностях Ниццы, - керамика, бронза, монеты. Рядом - остатки галло-римского поселения II века нашей эры - города Сетепеит, где жил прокуратор имперской провинции Приморские Альпы.
Как всегда, от римлян остались бани - северные термы, куда ходил прокуратор и патриции, летний бассейн, зал холодных ванн (фри-гидариум). Сохранились и некоторые дома, и бани для простого народа.
И, конечно же, арены - довольно скромных размеров, 67x56 м, - вмещавшие 4000 зрителей. Как и повсюду, на аренах устраивались гладиаторские бои, бои животных.
Сейчас тут проводятся различные традиционные праздники, все лето проходят разнообразные музыкальные фестивали.
Монастырь и монастырская площадь (Monastиre, place du Monastиre)
На самой верхушке холма Симье (Clmiez) на площади стоит кальвер - беломраморная колонна, увенчанная крестом. Эту колонну установили в 1477 г. На одной стороне кальвера серафим, явившийся святому Франциску и оставивший стигматы на его теле, на другой - святая Клара и Франциск Ассизский по сторонам от Мадонны.
Рядом кладбище, где похоронены Рауль Дюфи и автор «Семьи Тибо» известный писатель Роже Мартен дю Гар (Roger Martin du Gard, 1881-1958), там же пышные склепы местной знати. А в оливковой роще на северном краю кладбища лежит Матисс.
В монастыре с XVI века живут францисканцы, а до того этот старинный монастырь, основанный в IX веке, был бенедиктинским.
В церкви Нотр-Дам-де-л'Ас-сомпсьон (Notre Dame de l'Assomption) находятся три очень важных работы примитивистов. Справа от входа - Пьета («Оплакивание»).
Руины
Это юношеское произведение Луи Бреа (выполнено в 1475 г.), и при этом одна из его лучших работ. Горизонтальная композиция подчеркнута крестовиной и застывшим телом Христа. И несмотря на окружающих ангелов, Мария с младенцем на коленях выглядит удивительно одиноко. Великолепен святой Мартин - всадник в кроваво-красном плаще.
Очень отличается от Пьеты «Распятие» того же Луи Бреа, расположенное слева от хоров. Эта работа более поздняя, датируется 1512 г., и в ней уже нет ничего готического: вместо глубокого золотого фона -провансальский пейзаж.
Во второй капелле, слева от входа, - деревянная скульптура Христа, выполненная в XVIII веке.
В третьей капелле (в глубине справа) - работа, которую приписывают Луи Бреа, но возможно, что ему помогал его брат Антуан. В ней уже явно виден Ренессанс.
Внутренние помещения монастыря закрыты для публики, но есть тут музей францисканцев, где различные документы, фрески, скульптуры рассказывают историю францисканцев в Ницце с XIII века и до наших дней.
С южной стороны монастыря расположены изумительные террасные сады. Там растут лимоны, и невероятное изобилие разных цветов. Эти сады возвышаются над долиной речки Пайон (Paillon). И вся Ницца, и бухта Ангелов видны отсюда как на ладони.
Свидетельством русского пребывания в Ницце является русская православная церковь, которая стоит на холме Пио (Piot), на бульваре Царевича (Boulevard du Tzarewitch, тел. 04-93-96-88-02). Ее построили в начале XX века по образцу собора Василия Блаженного на Красной площади в Москве. Пожалуй, это одна из самых богато украшенных русских православных церквей вне России. Сияют ее золотые купола. А внутри множество икон, подаренных церкви послереволюционными эмигрантами.
Русская православная церковь на холме Пио
И еще одно здание, показывающее важность русского присутствия в Ницце, - замок Вальроз (Chвteau Valrose), где сейчас располагается факультет естественных наук местного университета. Этот огромный роскошный особняк во второй половине XIX века построил на холме Си-мье богач и меломан барон фон Дервиз. Именно в замке Вальроз гостивший у него Михаил Глинка сочинил оперу «Жизнь за царя», которая при советской власти шла под названием «Иван Сусанин».
Замок Вальроз
В Ницце в доме № 63 по Promenade des Anglais жила Мария Башкирцева, культовая фигура конца XIX века. Она родилась в 1858 году в аристократической семье на Украине. В 1871 г., после того как ее родители разошлись, Муся переехала с матерью, тетей и двоюродным братом в Ниццу. Мария Башкирцева была, несомненно, очень талантлива. Эта богемная экзальтированная девочка пробовала себя и в литературе, и в живописи. С 12 лет она вела дневник на французском языке. Именно этот дневник, напечатанный после ее смерти на разных языках, вызывал у современников огромный интерес. А умерла она от тяжелого туберкулеза очень рано - в 1884 г. Ей было всего 25.
В ее наивном дневнике соседствует романтическая жажда славы с ощущением обреченности. Этот дневник психологически очень близок к самоощущению экзальтированно настроенных молодых людей начала XX века. Неудивительно, что его ценила Марина Цветаева, которая, кстати, дружила с матерью Марии Башкирцевой.
В последние месяцы жизни Башкирцева вступила в эпистолярный диалоге Мопассаном.
После смерти она обрела крайне экзальтированных поклонников по всему миру.
А в пансионе «Оазис» (тел. 04-93-16-08-14, 23 rue Gounod) с не очень большим промежутком во времени останавливались Антон Павлович Чехов и молодой Владимир Ленин. Пансион существует и поныне, теперь это гостиница.
И еще одна история, связанная с русскими в Ницце, - на этот раз трагическая. Именно здесь так нелепо погибла американская танцовщица, шотландка по происхождению, подруга Сергея Есенина Айседора Дункан. Ее длинный небрежно надетый шарф намотался на колесо открытой машины, в которой она ехала, и задушил ее.
Фильм описание курорта: Ницца (длительность 14 мин.)