Архитектура в эпоху Просвещения
Архитекторы в эпоху Просвещения работали для того, чтобы их искусство способствовало прогрессивному развитию общества. Каждый тип здания был тщательно продуман, чтобы его конструкция и особенности соответствовали его функции. Архитектура общественных зданий лучше всего могла отразить стремление к современности: строители заново интерпретировали проекты античных домов, выделяя выразительность простых форм и наполняя их новыми техническими решениями.
Одеон
Театромания, охватившая Париж во второй половине XVIII в., повлекла за собой изменения в театральных залах города. Было решено поставить театры в ранг общественных памятников, как это было в Античности. Здание театра Одеон представляет собой единое строение, фасад которого украшен портиком без фронтона. Во внутреннем убранстве было отдано предпочтение комфорту публики.
Первый храм Нации
Базилика Сен-Женевьев архитектора Суффло (1755-1790), построенная в неоклассическом стиле, стала Пантеоном, открывшим новую эру в архитектуре.
Говорящее городское искусство
Концепция строительства монументального театра предполагала применение выразительных средств. Необычные связи были установлены между общественным зданием и окружающими его домами. Театр Одеон вписался в новый жилой квартал таким образом, что пять улиц-лучей пронизывали квартал и соединялись перед театром на одной площади, служащей амфитеатром, некой прелюдией спектакля; а элегантные дома обрамляли эти улицы.
Между замком и особняком
Культ интимности, свойственный галантной жизни и удовольствий приятной беседы, музыки и любительского театра, лежит в основе распространившегося строительства «особнячков» вокруг Парижа и в его новых кварталах.
В 1770 г. архитектор Леду возвел такой павильон для мадемуазель . Гимар, известной танцовщицы. Он превратил дом в храм Терпсихоры, где чистые и строгие линии здания соединились с роскошью скульптурного декора.
Ограждение в Ля-Виллет
При строительстве стены генеральных откупщиков незадолго до революции архитектор Клод Николя Леду соорудил около пятидесяти павильонов, в которых собирали продуктовый налог. Эти здания можно рассматривать как общественные памятники. Каждое строение Леду отличалось от других своей геометрией и свободной интерпретацией античных правил.
Идеальная церковь
Архитектор Суффло задумал реформировать религиозную архитектуру эпохи просвещения. Он запланировал весьма спорный для своего времени проект, в котором все элементы служили для выделения единого пространства, с центром посередине. Эта задумка была одновременно рациональной и поэтичной. Структура каменного здания была укреплена металлической арматурой и аркбутанами. Таким образом, готическая легкость соединилась с античной гармонией, а сложность сводов подчеркивала несущую колонну. Три малых купола, один над другим, образовали основной купол церкви.
Школа хирургии
Проект этого здания 1775 г. подтверждал, что античность способна возродить архитектуру общественных зданий. Открытая колоннада с порталом в виде триумфальной арки позволяет увидеть фасад храма. Античный театр и купол Пантеона слились в этом «анатомическом театре».