Средневековый Париж
Средневековый Париж, который Хлодвиг выбрал в 508 г. в качестве столицы, еще носил отпечаток галло-романского города: укрепления, термы, арены, дороги... Остров Сите был весьма населенным, здесь находился королевский дворец. В восточной части острова разместилась базилика св. Стефана, на чьем месте через несколько веков был сооружен собор Нотр-Дам. С VI в. и во все Средние века многочисленные факторы, как географические и экономические, так и религиозные и интеллектуальные, влияли на развитие сначала Левого берега, потом Правого.
Географические и природные факторы
Площадь города в это время равнялась 438 га. При населении в сто тысяч человек средневековый Париж являлся самым крупным городом Европы.
Географические и природные факторы
Парижский бассейн, место слияния рек Марны, Уазы, Йонны, Луана и Сены, представлял собой подобие чаши. В Париже в Сену вливались Бьевр и Севр. Сама Сена, чье течение было более стремительным, чем сейчас, а также болота, давшие впоследствии название целому кварталу, образовывали естественную линию обороны. С течением времени роль оборонительных рубежей взяли на себя стены, а болота были осушены, чтобы город мог развиваться на берегах. Наконец, Сена стала главной артерией для перевозки товаров и продовольствия.
Структура средневекового Парижа
Экономические факторы
Начиная от острова Сите, вдоль дорог, у мостов торговцы выставляли товар. Экономическое развитие Правого берега было более динамичным, чем Левого. Торговая активность была выше у тех мест, куда удобно было причалить, между Сен-Жерве и Сен-Мерри. Гильдия мясников, к которой присоединились и другие гильдии, обосновалась в районе Шатле. Первые крытые торговые ряды возникли уже с 1183 г.
Религиозные факторы
Помимо дворцового комплекса на острове расположились кафедральный собор, рынок, госпиталь, отель Дьё и жилые дома. По берегам реки, вокруг монастырей, основанных с VI в., возникали сельскохозяйственные постройки. На Левом берегу это были Сен-Жермен-де-Пре и Сен-Женевьев, а на Правом - Сен-Мартен-де-Шам.
Культурные факторы
Первый раз город разросся от острова Сите на Левый берег, где возможность получить образование у таких ученых, как Пьер Абеляр, привлекала около десяти тысяч студентов. Колледжи, основанные для их проживания, стали местом обучения.
Дороги
Остров Сите соединялся с берегами посредством четырех мостов. Набережное, построенные как средство от наводнений, становятся местами прогулок парижан.
Готическая архитектура Парижа
Новшеством готической архитектуры стало использование выгнутого свода, поддерживаемого переплетением колонн и разделенных арок. Эти новшества ввели в центре Франции, в регионе Иль-де-Франс с первой половины XII в. Развитие готики затормозило дальнейшее развитие романской архитектуры. Традиционно различают раннюю готику (с 1125 по 1190); зрелую (до 1250); лучистую (до 1380); потом позднюю или пламенеющую (до первой трети XVI в.).
Сен-Мартен-де-Шам
Церковь, построенная около 1130 г., в своем плане еще напоминает романские соборы. Однако двойная галерея хоров, просторные открытые часовни и одна большая боковая часовня и своды хора, поддержанные выступающими стенами, и выпуклый свод с переплетением колонн являются новаторскими решениями.
Сен-Жермен-де-Пре
Церковь, с аркбутанами и блистательными часовнями, относится к середине XII в. Ее облик был много раз повторен и развит в других готических строениях.
Собор Нотр-Дам
Высокие окна хора увеличились в объеме, свод высотой 15 м поддерживают аркбутаны, доходящие до контрфорсов, между которыми сооружены часовни. В блистательной готике объединяются стекло и камень, чтобы придать окнам новую объемность, как это видно на примере розы южного портала в соборе Нотр-Дам (1258-1270).
Капители
Цветочный орнамент и позолота вытянутых капителей Сент-Шапель подчеркивают мистическую символику декора.
Бастилия
Бастилия, изначально оборонительное сооружение, а потом государственная тюрьма, является образцом военного искусства готической архитектуры.
Трапезная монастыря Сен-Мартен-де-Шам
Автор этого здания Пьер де Монтрёй. У трапезной уникальные размеры (12 м х 42 м), свидетельствующие о превосходном владении строителями техники возведения готических зданий. Яркими примерами являются два декорированных нефа, своды которых поддерживаются толстыми колоннами, а тонкие колонны их разделяют.
Лувр
Колонна нижнего зала королевского дворца иллюстрирует стилистическое развитие, произошедшее во втором периоде готики.
Башня Жана бесстрашного
Редкое свидетельство феодальной архитектуры, башня относится к началу XV в. В ней находится витая лестница, увенчанная сводом с замечательным цветочным декором.
Сент-Шапель
Шпиль собора построен в 1853 г. Ее реставрация, как и всего ансамбля здания, стала одной из самых удачных строек XIX в.
Современный шпиль, установленный на тонкой литой арматуре, повторяет модель Роберта Фушье, который построил в конце XIV в. настоящее чудо блистательной готической архитектуры.
Башня Сен-Жак
Неповторимый декор архивольтов, пина-клей и стрельчатых фронтонов делает из этой башни шедевр пламенеющей готики.
Церковь Сент-Шапель в средневековом Париже
Людовик Святой начал строительство Сент-Шапель между 1241 и 1248 гг. Капелла, чудесный образец готической архитектуры, была двухуровневой: нижняя капелла - для простого народа, верхняя - для короля. Капелла была задумана Людовиком Святым как место хранения священных реликвий, вывезенных крестоносцами из Константинополя. Это здание с единым нефом, упирающимся в семигранную апсиду. Снаружи строгость фундамента и мощность контрфорсов противостоят легкости верхних частей здания, увенчанного шпилем. Но главным украшением верхней капеллы являются витражи.
Королевский манифест
Авторство Сент-Шапель традиционно приписывают Пьеру де Монтрёй, которому помогали Томас де Кормон и Робер де Люзарш. Церковь, являвшаяся частью королевского дворца Сите, была не только религиозным центром, но и политическим. Король напоминал таким образом, что он является временным духовным лидером своего народа и ведет свой народ к вечной жизни.
Здание XIX в.
Во время Революции капелла Сент-Шапель очень сильно пострадала. Над ее восстановлением трудились Феликс Дюбан, Жан-Батист Лассюс и Виолле-ле-Дюк. Строительство было признано одним из самых удачных в XIX в. Были восстановлены: крыша, внешняя лестница, шпиль -четвертый раз в 1853 г. - внутренняя отделка и часть витражей.
Единый ансамбль
Капелла Сент-Шапель представляет собой единое пространство четырех продолговатых проемов, завершающихся семигранной апсидой.
Нижняя церковь
Похожая на крипту нижняя церковь имеет два ряда колонн, служащих, помимо всего прочего, для придания строению прочности. Колонны образуют боковые нефы, в апсиде соединяющиеся в галерею.
Верхняя церковь
Внутреннее пространство верхней части Сент-Шапель характеризуется простотой и единством. Обычное трехъярусное деление готических храмов здесь заменено двухъярусным, почти одноярусным, поскольку ярус с оконными проемами стремится полностью поглотить нижнюю часть.
Вертикальность
Массивные выступающие контрфорсы помогли строителям обойтись без возведения аркбутанов.
Центр теологии
Капелла Сент-Шапель является местом теологических размышлений о Страстях Христовых, которым предавались нищенствующие ордена, такие как францисканцы. Им любил покровительствовать Людовик Святой.
Гениальные инженерные решения
Для соединения проемов между собой, архитектор увеличил количество металлической арматуры, пронизывающей пространство церкви. Он даже позаботился, чтобы скрыть эти массивные железные балки, вплести их, где возможно, в арматуру витражей.