Парижский университет в средневековье
Вышедший из школы собора Нотр-Дам, Парижский университет в средневековье постепенно рос весь XII в. Очень быстро условия, налагаемые настоятелем собора, надзиравшим за образованием и ведавшим выдачей дипломов, вынудили многих преподавателей уйти подальше от его авторитаризма. Они переехали на Левый берег, где находилось аббатство Святой Женевьевы, настоятель которого разрешил им заниматься на склонах холма. Одним из первых пересек Сену Пьер Абеляр.
Открытие
Прилежная, но неугомонная толпа студентов и их преподавателей заполнила склоны горы Святой Женевьевы, пустовавшие до той поры. До постройки зданий колледжей занятия проходили в конюшнях или амбарах.
Студенты, смутьяны и задиры, вызывали недовольство и даже вражду у населения. В 1200 г., после одной драки в таверне, где погибло пять человек, король Филипп Август решил, что студенты будут отвечать единственно перед духовным, а не светским судом. В 1215 г. Роберде Курсон, папский легат, одобряет устав университета. В 1238 г. папа Григорий IX нашел компромиссное решение вопроса и разделил власть таким образом: выпускники факультетов теологии и канонического права получают свои дипломы у настоятеля собора Нотр-Дам, а аббат Святой Женевьевы выдает дипломы факультета искусств. Ректор, появившийся в университете с 1211 г., является лишь руководителем факультета искусств. Его избирают прокуроры четырех наций Франции.
Нации
Нации образовались одновременно по принципу дружеских связей, корпоративных интересов и братств. Французская нация делилась на пять племен, соответственно проживавших в Париже, архиепархии Сен, Реймс, Тур и Бурж. К другим нациям относились пикардийцы, нормандцы, англичане с фламандцами, немцы и скандинавы.
Конфликты
Парижский университет всегда вмешивался во все политические и религиозные конфликты средневековья. Он не только воевал с еретическими учениями или искал выход из Великого церковного раскола. Университет пытался диктовать волю королям, как это было при захвате в плен короля Иоанна Доброго и восстании Этьена Марселя.
Учеба в средневековом Парижском университете начиналась в возрасте четырнадцати лет на факультете искусств и состояла из тривиума (грамматика, риторика, диалектика) и квадриума (арифметика, геометрия, музыка, астрономия). Через шесть лет студент сдавал экзамен на бакалавра, потом на магистра, что позволяло ему преподавать. Бакалавры факультета искусств могли изучать каноническое право или медицину, и получить звание доктора. Факультет теологии можно было пройти лишь за пятнадцать лет дополнительного обучения.
Сорбонна
До того как стать учебными заведениями, колледжи всего лишь предоставляли стол и кров провинциальным и иностранным студентам, приехавшим учиться в Париж. К XIV в. они уже предоставляли своим постояльцам дополнительно образование в форме репетиторства. Этим занимались преподаватели, жившие в колледже. В следующем веке насчитывалось около шестидесяти колледжей, в которых жило порядка семисот студентов. Самым известным был основанный Робером де Сорбоном в 1257 г. В XV в. он стал факультетом теологии Сорбонны. Крупные монашеские ордена, такие как доминиканцы, францисканцы, цистерцианцы, имели свои собственные колледжи для монахов, решивших изучать теологию.
Вольные студенты
Вольные студенты жили на свои средства, ходили на лекции регентов и обращались к учителям лишь для сдачи экзаменов. Оставаясь без средств к существованию, они совершали разбойные поступки. Такой была жизнь Франсуа Вийона, заработавшего себе дурную репутацию своей независимостью и скандалами.