Париж столица моды
Во времена Второй империи закончилась эпоха неизвестных портных. Два англичанина, приехавших в Париж, Редферн и Уорт, и один француз, Дусе, стоят у истоков высокой моды. Они предлагали клиентам свой собственный стиль, для создания которого привлекали искусных швей, кружевниц, мастеров плюмажей. Эти кутюрье занимались распространением изображений своих моделей, способствуя превращению Парижа в столицу моды. На небосклоне высокой моды восходят Жан Пату, Робер Пиге, Эльза Скиапарелли, Кристобаль Баленсиага.
Шикарные платья Дусе
Жак Дусе получил в наследство магазин белья, расположенный по улице Де ля Пэ, 21. В 1875 г. он превратил его в дом моды. Отныне Дусе считался неоспоримым мастером роскошных платьев.
Город модельеров
С XIX в. в Париже появилась целая плеяда талантливых стилистов, портных и модисток. На пересечении улиц Монтеня и Франсуа I, на тротуаре выложены плиты с именами самых известных кутюрье. На них есть имена Жанны Пакен, работавшей на улице Де ля Пэ, создавшей линию одежды «Директория» без линии талии, Мадлен Вионне, открывшей свой дом моды в 1912 г., сестер Калло, пропагандировавших парчу. На рисунке слева изображена модель работы Люсьена Лелонга, типичная для 1920-х гг.
Роскошь императрицы Евгении
Роскошь, господствовавшая при дворе императрицы Евгении, невольно способствовала развитию индустрии высокой моды и становлению Парижа как столица моды.
Она стала законодательницей пышных платьев, требовавших много метров ткани.
Королевский аксессуар
Необходимые аксессуары, дополнявшие туалет женщины вплоть до 1950-х гг., это веера, перчатки, зонтики и шляпы. Самыми желанными для модниц были вещи, сделанные в Париже.
Жанна Ланвен или материнская любовь
Создавая в 1927 г. Будущий логотип дома Ланвен, художник Поль Ириб символически изобразил чувство, соединившее модельера с ее дочерью, главным источником вдохновения.
Поль Пуаре, султан и революционер
Ученик Уорта и Дусе, Поль Пуаре стал известен с 1909 г. вплоть до периода между двумя мировыми войнами. Он перевернул эстетические традиции, создав платья в восточном стиле, так любимом им самим. Струящиеся линии платьев, носимых без корсета, дополнялись тюрбаном.
Ворт, изобретатель высокой моды
В1845 г. англичанин Чарльз-Фредерик Уорт приехал в Париж в возрасте двадцати лет. Он работал в магазине модных новинок, а в 1857 г. открыл свой дом на улице Де ля Пэ, 7. Мастер кроя, он облегчил женский силуэт и установил сезонность моды, готовя заранее коллекции к каждому сезону. Другим его нововведением было представление моделей на живых манекенщицах.
Парижанки
Парижанка, образец элегантности и шарма, для которой творят модельеры свои наряды, вызывает восхищение во всем мире своим природным изяществом, живым умом и легкой походкой. Сохраняя эти привлекательные черты, сам образ меняется с течением времени: велика разница между «кокоткой» начала XX в., содержанкой богатых мужчин, законодательницей моды, опустошающей роскошные магазины, и парижанкой нашего времени, женщиной активной и эмансипированной.
Парижанка на бумаге
Являясь темой для вдохновения, образ парижанки появился во многих произведениях. Анри Бек (1837-1899) назвал так одну из своих комедий.
Писательница Колетт описала впечатления провинциалки в Париже в произведении Клодина в Париже. В 1950 г. писатель Жак Лоран создал литературный журнал, который так и назвал: Парижанка.
Интеллектуалки и светские львицы
Царство «кокоток» наступило при Второй империи. Так стали называть светских львиц, пытавшихся копировать в своих нарядах модные новинки. Парижанки из высшего общества, образованные, любопытные и разговорчивые, заняли главенствующие позиции в начале XX в. с появлением литературных салонов. Там блистала Анна де Ноай, великолепная рассказчица и поэтесса. Позднее герцогиня де Ларошфуко в своем салоне принимала Поля Валери, а графиня де’Фелс заказала отпечатать на приглашениях в свой салон такие слова: «Немного чая, немного беседы».
Женщина-маяк
«Это сочетание грации и чувственности; постоянный источник соблазна, женщина, о которой начинают мечтать в шестнадцать лет, и единственная, кого вспоминают в шестьдесят»,- сказал некий русский в XIX в. в книге Леона Гозлана Парижские любовницы. Даже не являясь светской дамой, парижанка все равно поражает своей осанкой.
Свобода и элегантность
Костюм «Бар», созданный Кристианом Диором вскоре после Второй мировой войны, символизировал возврат к роскоши и праздной жизни после тягот периода оккупации. Однако излишняя сложность стиля «нью лук» вызвала некоторую реакцию отторжения среди женщин, поскольку они все больше хотели чувствовать себя свободными, как физически, так и социально.
Посланница столицы
Как ни странно, парижскую моду сейчас представляют иностранные манекенщицы, например прекрасная сомалийка Эбиан. Но если парижанка и может родиться вдали от столицы, ее всегда можно узнать по прекрасному знанию Парижа, ее открытому и пытливому уму, и умению выбирать то, что ей нравится и идет.
Ювелиры
«Я бразилец, у меня есть золото...»: куплет из оперетты Оффенбаха высмеивает буржуа, быстро сколотивших состояние во времена Второй империи и ставших постоянными клиентами парижских ювелиров, переместившихся из Пале-Рояль на улицу Де ля Пэ и Вандомскую площадь. С тех пор Вандомская площадь стала сердцем международной ювелирной отрасли. Самым старым ювелиром считается Меллерио.
Традиция и новаторство
История ювелирного дома Картье начинается в 1847 г., когда мастерская Луи-Франсуа Картье начала выпуск продукции для частных клиентов.
Животные «Картье»
Эти попугаи с бриллиантами напоминают, насколько дороги анималистические темы дому «Картье». Первой в списке животных в 1914 г. появилась пантера на браслете часов, затем настала очередь розового фламинго, изготовленного для герцогини Виндзорской.
«Шоме», ювелирный дом императоров
Наполеон I доверил основателю дома «Шоме» Мари-Этьену Нито изготовить короны к своей коронации.
Бушерон или страсть к драгоценным камням
Полученная во время Всемирной выставки в 1867 г. золотая медаль поставила Бушерона в один ряд с самыми прославленными ювелирами. Он быстро стал любимцем высшего парижского общества. С1893 г. Бушерон переехал на, Вандомскую площадь и стал широко использовать горный хрусталь в своих работах.
«Ван Клиф Арпелс», гениальные изобретения
С 1906 г. началась история дома «Ван Клиф и Арпелс», расположенного на Вандомской площади, 22. Он славится выбором редких камней по всему миру и изобретениями. Так, например, ювелиры дома изобрели технику крепления камней с помощью золотой сетки.
Крупные универмаги
Словно роскошные корабли или храмы торговли, застыли в городе крупные универмаги. Почти всем им по сотне лет. Почти все крупные универмаги были основаны в Париже во времена Второй империи. Они стали символом быстрого роста городского населения и наступления века промышленности. В них стали применяться методы современной торговли, и роскошь стала более доступна массам благодаря принципу «свободного входа». Некоторые из магазины Лувра или Бэль-Жардиньер, исчезли со временем, но оставшиеся сохранили свое очарование и присоединили к своему имиджу престижные бренды.
Прибыль и филантропия
Некоторые предприниматели, как Аристид Бусико (1810-1877), основатель Бон Марше, способствовали продвижению по службе своих работников.
Город в городе
Мир роскоши и богатства, в который попадает клиент в крупном универмаге, ни намеком не выдает ту атмосферу трудолюбивого улья, что царит в остальной части здания. На рисунке вверху показаны в разрезе здания Прентан, расположенные между улицами Авр и Комартен, датируемые 1889 г. Так видны все их секреты и сложная структура. Рядом с залами электричества и отопления находятся склады, расположенные в подвалах, чтобы облегчить ежедневные поставки. Офисы находятся выше на разных этажах, а раньше в здании были еще спальни и столовые для персонала универмага, которые часто жили на рабочем месте.
Рождественские витрины
Во всем мире известны рождественские сценки в витринах универмагов. Они предназначены для показа игрушек и собирают толпы перед витринами.
Универмаг «Бон Марше»
Открытый в 1852 г. на Левом берегу Сены этот крупный универмаг вдохновил Эмиля Золя написать роман Дамское счастье.
Правильное использование рекламы
Крупные универмаги первыми стали закладывать в бюджет расходы на «рекламу», выпуская листовки, сумки, проспекты со своими товарами.
Символичная и функциональная архитектура
Эти гигантские «храмы торговли» были созданы талантливыми архитекторами: Гюстав Эйфель делал проект для Бон Марше, а Поль Седий работал для Прентан. Внутреннее пространство переделывалось несколько раз, и нынешнее руководство также призвало знаменитых декораторов, чтобы «омолодить» вид зданий. Андре Путман нарисовал для бон Марше эту лестницу весьма современных линий.