Парки и сады Парижа
Сады Парижа во французском стиле
Великолепные дворцово-парковые ансамбли Парижа - архитектурные ансамбли монархических или аристократических загородных резиденций, подчиненных единому замыслу; исторически сложившийся комплекс дворцовых зданий и сооружений, садов Парижа и парков XVII в.
Сад Ленотра
В XVI в. Екатерина Медичи приказала построить дворец на месте старых черепичных мастерских. Рядом с дворцом был разбит небольшой сад. В 1666 г. Андре Ленотр переделал его в сад во французском аиле. Чтобы выделить дворец из окружающего пейзажа - деревня на западе и река на юге, - Ленотр возвел две большие террасы и построил широкую аллею, выходящую за пределы парка. Эта линия, уходящая далеко на запад, стала впоследствии Елисейским Полями. Сам сад Ленотра был разделен на две части. Вблизи дворца была свободная зона, украшенная низкорослыми цветами, составляющими различные узоры. Дальше к западу начинался участок с деревьями и кустарниками, становящийся в конце парка все более густым и таинственным.
Прообраз общественного парка
Парижский сад Тюильри один из первых в Европе превратился в парк для широкой публики. Многочисленные иностранцы посещали его, и скоро, в XVIII в., Тюильри превратился в образец общественного парка, повторенный в многочисленных французских и европейских городах.
Обновленный сад Тюильри
Между 1991 и 2000 гг. были предприняты значительные работы по восстановлению садов Тюильри и Каррузель, пришедших в упадок к тому времени.
Целью благоустройства, была идея сделать из садов Парижа продолжение Лувра и провести перспективу до Триумфальной арки и Большой арки Дефанс.
Сад Каррузель был разбит в конце XIX в. на месте сгоревшего дворца Тюильри. Началом сада служит Триумфальная арка, от которой как лучи расходятся аллеи. Этот сад подобен двери, за которой начинается Тюильри. Каррузель украшен скульптурами Майоля и деревьями, подстриженными по всем законам топиарного искусства. Сад стал «зеленым залом» Лувра.
Сад Каррузель выходит на террасу - бельведер, построенную на месте большой террасы дворца Тюильри, где раньше короли устраивали балы и парады. Центральная лестница бельведера спускается к саду Тюильри. Здесь все сохранилось по замыслу Ленотра: «подстриженная» часть сада с клумбами и газонами переходит в часть «дикую», с деревьями и укромными уголками, отделенными кустарниками. Вторая «дикая» часть сада была восстановлена во всей своей пышной растительности. По всему саду Тюильри было посажено несколько сотен деревьев и установлено большое количество статуй.
Сад Пале-Рояль
Ничего или почти ничего не осталось от того первого сада, что был создан при кардинале Ришелье в 1629 г. и возрожден в начале XVIII в. племянником Ленотра. Тот сад был больше современного. Рядом с дворцом в нем располагались цветники, дополненные небольшими водоемами и статуями. Он открывался на маленький лес, в котором еще ребенком Людовик XIV охотился на лисиц. В XVII в. рядом с садом были выстроены галереи и новые улицы, сократив его площадь более чем на треть. Перспектива также была нарушена. Через какое-то время его переделали на английский манер, а затем он приобрел тот вид, что мы наблюдаем сегодня.
По форме сад похож на прямоугольник в 2 га, окруженный со всех сторон зданиями дворца Пале-Рояль. По бокам посажены четыре двойных ряда коротко подстриженных лип. В центре сада находится бассейн с фонтаном в виде веера. С двух сторон от бассейна расположены травяные газоны, окаймленные цветниками. Газоны также украшены статуями XIX в. Во времена Французской революции сад был одним из самых оживленных мест в Париже. Теперь его покой нарушается лишь в мае, когда раздаются крики черных стрижей, прилетевших из Африки.
Люксембургский сад
Сад был создан в 1617 г. по приказу Марии Медичи садовником Бойо де Лабародьер, первым теоретиком французских садов. Центральная площадка окружена террасами. Две тысячи вязов, посаженных по контуру, окаймляли перспективу. В южной части сад упирался в ограду картезианского монастыря, монахи которого не соглашались уступить ни клочка земли. Только в конце XVIII в., когда монастырь был снесен во время Революции, перспектива сада на юге была продолжена. Люксембургский сад был улучшен во времена империи Наполеона архитектором Шальгренс
Статуи
По всему саду расставлены многочисленные статуи, всего около восьмидесяти. Среди них знаменитая серия королев и первых дам Франции, выполненная известными скульпторами XIX в. Кейном, Фремье, Бурделем, Маркестом... В саду также находятся три фонтана: фонтан Медичи (рисунок слева) с гербом королевы на фронтоне. С1869 г. за спиной у первого фонтана находится второй, фонтан Взгляда. Третий фонтан в саду посвящен памяти Эжена Делакруа и украшен бронзовой статуей работы Жюля Далу (1890).
Флора
Левкой, шалфей, георгины... сменяют друг друга на клумбах, обновляемые три раза в год. В теплое время года к ним присоединяются апельсиновые деревья, финиковые пальмы, гранатовые деревья, олеандры. Возраст некоторых около двух сотен лет. С обеих сторон сада раскинулись площадки, засаженные белыми каштанами.
За зеленой изгородью из лавровых деревьев, аукуб и бирючины скрывается английский сад с множеством пряных растений и фруктовых деревьев, посаженных на месте монастырского питомника. Сейчас в саду около двух тысяч видов яблонь и груш на шпалерах.
Сады Обсерватории в Париже
Сады были созданы в 1867 г. и названы «Робер-Кавелье-де-Ласаль» и «Марко-Поло». Они являются последней составляющей перспективы, начатой Шальгреном. В садах находится замечательный фонтан Четырех Сторон Света, плод коллективного творчества скульпторов, установленный в 1874 г. по плану Давиу. Архитектор Карпо является автором четырех скульптур женщин, несущих земной шар. Они символизируют стороны света, среди которых не хватает Океании.
БОТАНИЧЕСКИЕ САДЫ
Первые ботанические сады, где изучали и сохраняли растения, привезенные из дальних экспедиций, возникли в эпоху Ренессанса. В век Просвещения они приобрели научное значение. А в XIX в. у садов появилось прекрасное обрамление из стекла и металла.
В 1633 г. по приказу Людовика XIII был создан «королевский сад лекарственных растений». Он предназначался для обучения студентов-медиков. С 1640 г. сад в Париже стал первым, открывшим свои двери для широкой публики. Под руководством Буффона (1739-1788) и братьев-ботаников Жюссьё, а также натуралиста Добантона сад значительно увеличился в размерах и стал важным местом работы ученых. В 1793 г. сад получил статус Национального музея естественной истории. В XIX и XX вв. в музее были построены дополнительные галереи.
Ботанические и садовые коллекции
Не только розарий и прекрасный участок с ирисами (четыреста сортов) являются гордостью Ботанического сада. Здесь представлены превосходные георгины, пеларгонии, канны, высаженные во французском стиле. Они тянутся от Большой галереи до входной решетки. Экологический парк с большой коллекцией деревьев и кустарников выполнен в английском стиле. В Школе ботаники проводятся наблюдения над злаками, сложноцветными, лекарственными и пищевыми растениями. В Альпийском саду живет две тысячи горных растений, подобранных по регионам. На разных участках создан индивидуальный микроклимат, где температура варьируется в пределах 7-8 градусов, в зависимости от места.
Лабиринт
Лабиринт был разбит около 1640г. на искусственном холме и украшен бронзовой беседкой, самой старой металлической конструкцией в Париже. Ниже по холму находится колонна, под которой покоится Добантон.
Зоопарк
Он был открыт в Ботаническом саду во время революции, после конфискации Королевского зверинца. В свободном пейзаже английского стиля помещается около тысячи животных. Есть также виварий, где развиваются змеи и крокодилы.
Оранжерейный сад Отей
Этот парижский сад был создан в 1898 г. Жаном-Камилем Формиже в бывшем питомнике Людовика XV. Теперь этот питомник является поставщиком интерьерных растений для мэрии Парижа и мэрий парижских округов. Здесь также находится ботанический сад с богатой коллекцией растений. Основным зданием сада является большая теплица длиной 99 м, с центральным куполом 16 м высотой. В ней разместились пальмы и разнообразная тропическая флора (лианы, голубые лотусы, плюмерии и т.д.).
ПАРКИ ПАРИЖА
Цветочный парк Винсенн
Цветочный парк был открыт в 1969 г., чтобы служить местом проведения сельскохозяйственных выставок. Он был разбит на участке в 31 га ландшафтным дизайнером Даниэлем Колленом, который наполнил его искусственными прудами, ручейками и валунами.
В дополнение к существовавшим рощам сосен и дубов были посажены кедры и буки. От эстетики 70-х гг. XX в. в парке остались павильоны, патио, ручьи и каналы, а также прекрасные современные скульптуры (Александр Кальдер, Франсуа Стали).
В Саду четырех сезонов сменят друг друга тюльпаны, рододендроны, ирисы и георгины. В Долине цветов собраны самые любимые цветы импрессионистов: подсолнухи, васильки, душистый горошек, штокрозы, ипомеи, и т.д. В Павильоне бабочек Иль-де-Франса живут также мокрицы, тараканы, слизни и шелковичные черви.
ЖИВОПИСНЫЕ САДЫ
Во второй половине XVIII в. в Европе был распространен сад в англо-китайском стиле. В отличие от строгих форм французского сада, английский пейзаж был свободен от архитектурного давления и искусственности. Это был сад мечты, украшенный руинами с необычными или экзотическими формами. Он не открывался миру, а напротив, приглашал в свои владения.
Парижский парк Монсо
Прихоть герцога Шартрского
В1787 г. герцог Шартрский, будущий Филипп Эгалитэ, приказал разбить парк недалеко от ручья Монсо. Он стал одним из первых парков в англо-китайском стиле. Его создатель Кармонтель был поэтом, художником, драматургом, организатором празднеств. Он задумал создать сад в виде кунсткамеры на открытом воздухе, в котором хотел соединить красоты природы и архитектуры. В парке появилось множество речушек, рощ, искусственных скал и гротов, рядом с которым возвели несколько занимательных сооружений. Из них до наших дней сохранилось лишь два: египетская гробница и Навмахия. В 1793 г. Парк увеличился в размерах, к нему пристроили одно из зданий «фермерской стены», павильона для взимания налога, работы Леду. «Обновление» во время Османа Барон Осман выбрал район Монсо для городского строительства, что негативно сказалось на судьбе парка. Половина его площади (8 га) была продана братьям Перейер, которые проложили улицы и построили на них частные особняки.
Парк был обнесен решеткой с внушительными воротами. Приведением его в порядок занялся Альфанд. Он посадил новые редкие растения, а к имеющимся строениям добавил итальянский мостик и грот со сталактитами.
Флора и фауна
В парке сохранились деревья, посаженные в XIX в. Есть и несколько диковинок: плодоносящий инжир и удивительное дерево с кармашками: листья, растущие вокруг цветочных бутонов, похожи на белые носовые платки. В парке много разных видов птиц. Здесь была замечена черная мухоловка, редкий для Парижа вид.
Парк Багатель
Парк графа д'Артуа
В 1775 г. граф д'Артуа, брат короля Людовика XVI, приказал построить за два месяца замок и парк Багатель, поспорив с королевой Марией-Антуанеттой.
Томас Блейк, создавший парк в англо-китайском стиле, перемешал в нем каскадные водопады, гроты, пагоды, павильоны любви и т.д. В XIX в. к парку прибавились оранжерея и конюшня. Один из его владельцев, Ричард Уоллис, пристроил два охотничьих павильона и Трианон. В 1904 г. парк был выкуплен мэрией Парижа и отныне служит для сохранения коллекций садовых растений.
Посетители Багатель имеют возможность познакомиться с различными типами садов, создававшимися на протяжении трех веков. Живописные участки английского парка с лесом, прудами и тенистыми лужайками чередуются с тематическими садами: сад ирисов, цветник во французском стиле, оранжерея и великолепный розарий, разбитый в 1904 г. Его автором является Форестье, друг Моне и хранитель садов и парков Франции.
Парк Бют-Шомон
Для оздоровления Парижа император Наполеон III решил его озеленить: за семнадцать лет было благоустроено 2000 га лесов, парков, садов и скверов. Было посажено шестьсот тысяч деревьев. Инженер Жан-Шарль Альфад (1817-1891) был основным реализатором этого проекта императора. Его команда состояла из садовника Барийе-Дешама, архитектора Давиу и инженера Бельграна. В 1863 г. было принято решение разбить на месте грязного квартала в северо-восточной части города парк Бют-Шомон.
Пример пейзажного парка в Париже
Альфанд изменил рельеф Бют-Шомон при помощи динамитных взрывов.
Он выкопал озеро, создал каскады и ручьи, разбил террасы и посадил деревья. В 1867 г. парк в стиле Османа был торжественно открыт.
Аллеи парка то ведут в лес, то взбираются на скалы, то выходят на простор, то петляют среди полей. Идеальная природа дополнена живописными элементами архитектуры: храмом, гротом со сталактитами и т.д.
Флора
В парке находится несколько замечательных деревьев, таких как софора, чинара, гинкго билоба и др. В 2003-2006 гг. в парке были проведены работы по восстановлению его изначальной богатой коллекции растений.
Парк Монсури был задуман на юге Парижа как продолжение парка Бют-Шомон, расположенного на северо-востоке. С 1867 по 1878 г. инженер Альфанд занялся благоустройством парка на месте бывших карьеров, превратившихся в катакомбы в конце XVIII в. Как и в Бют-Шомон, Альфанд попытался скрыть линии железной дороги, проходившей сквозь Монсури, и воспользоваться естественным рельефом парка, чтобы создать холмистый пейзаж. Он вырыл искусственное озеро, создал каскады и гроты, устроил лужайки и заросли кустарников, чередуя закрытые пространства с перспективами. Самая высокая точка Монсури была украшена дворцом Бардо. При пожаре 1991 г. это здание сгорело. Оно в точности повторяло летнюю резиденцию правителей Туниса, выполненную в типичном мавританском стиле. Такое же точно здание было представлено на Всемирной выставке 1867 г. в Париже. В парке находится метеорологическая станция, построенная в 1947 г. недалеко от руин обсерватории работы Водуаера, возведенной в 1806 г.
Птицы Монсури
В южной части парка был разбит сосновый бор, являющийся особым островком природы, который привлекает в Монсури многочисленные виды птиц. Многие из них в Париже встречаются очень редко :хохлатая синица, черная синица, канарейка, крапивник, серая мухоловка.
Парк Ла-Виллет
Парк в районе Ла-Виллет был разбит в 1987 г. на месте бывших торговых рядов. Пересекаемый уркским каналом, он является самым большим зеленым массивом Парижа (35 га). На его севере находится Центр науки, на юге - Центр музыки и Большой торговый центр. Его автор, Бернар Чуми, задумывал Ла-Виллет как «город-сад» XXI в.
Парк открыт для посетителей круглые сутки. Им нравятся уединенные тропинки для неспешных прогулок, места для более шумного отдыха и возможность посмотреть спектакль или выставку современного искусства.
Для придания большего визуального колорита в парке построен двадцать один павильон красного цвета. Гуляя по парку, посетитель может постепенно, будто в кино, кадр за кадром, открывать для себя тематические сады. Их объединяют темы растительности, воды, воображаемого мира, игры.
Самым интересным можно назвать сад бамбука, есть также сад туманов, островов, детских страхов, дракона и другие.
Парк Берси
Раньше на месте парка находились винные склады. Создатели Берси решили превратить его в сад памяти. Были сохранены все остатки строений, напоминающие об истории места: рельсы железной дороги, несколько складов, развалины маленького замка Берси и сотня деревьев. Согласно плану парка появились большие лужайки и цветники, а также терраса над Сеной, как в Тюильри. Как отголосок живописных садов, четыре строения, посвященные временам года, украшают цветники, Романтический сад разбит вокруг канала, который ведет на уединенный остров, довершающий ансамбль.
Парк Бельвиль
Парижский Парк Бельвиль был разбит на склоне холма в 1988 г. на площади в 4,5 га. В его структуре объединены элементы, напоминающие об истории квартала. Виноградник напоминает гипсовых карьерах, каскады и бассейны поведают о подземных водах. Растительность парка эклектична, в ней соединилась традиция (беседки из вьющихся растений, топиарий) и современность.
Парк Андре-Ситроен
С 1993 г. парк Андре-Ситроен является центром нового квартала, построенного на месте бывшего автомобильного завода. На востоке находится белый сад с множеством камней, призванный напомнить о близости города. Черный сад, более густой и затененный, является ему противоположностью. Основная площадь парка, доходящая до набережной Сены, выстроена в строгой неоклассической манере, вокруг большой лужайки. Эспланада очерчивает глубину перспективы, где возвышаются две внушительные теплицы. Между ними расположены сто двадцать фонтанчиков. Тема воды также продолжена вдоль всей лужайки, где журчат каскады и течет большой канал. На севере расположены шесть объединенных каскадов садов. Каждый из них обозначает какое-то чувство и металл, по основному цвету в саду. У реки разбит сад с полевыми цветами и злаками. Этот сад постоянно обновляется, благодаря обилию разных растений.