Барон Осман

5 Дек 2014 | Автор: | Комментарии отключены

Барон Осман Градостроительство Барона Османа

Большие работы по благоустройству Парижа провел Жорж Эжен Осман, префект департамента Сены с 1853 по 1870 г. Кроме проведения центрального водопровода в парижские дома, прокладки водостоков, разбивки городских садов, скверов, постройки общественных зданий (церквей, мэрий, театров, госпиталей и казарм), планирование новых улиц стало одной из его самых главных задач. Речь не идет об отдельных улицах, но о целом комплексе дорог, пересекающем Париж из конца в конец, поскольку задыхающийся от перенаселения центр города постепенно смещался к северо-западу. Широкие улицы, появившиеся на карте Парижа, заметно облегчили движение и украсили город,

Проспекты Барона Османа

Программа строительства проспектов во времена Второй империи стала настоящей финансовой дырой, способствовавшей падению Османа еще до падения самого режима. Нужно было специальное финансирование, экспроприация собственности, разрушение зданий. Конечно, разрушению подвергалось ограниченное количество домов, согласно плану, но из них было выселено множество владельцев и нанимателей жилья, причем только собственники получили компенсацию. Под снос попали памятники Средних веков и Ренессанса, как это случилось на острове Сите. Там было разрушено большинство зданий.

Площадь Оперы

До объявления в 1860 г. конкурса на проект здания парижской Оперы, архитекторы Османа нарисовали саму площадь будущей Оперы и прилегающие к ней улицы. Они определили размеры зданий и то, как должны будут выглядеть фасады. Авеню Опера стала одной из лучших примеров правильности и единого стиля улиц при Османе, хотя архитектор Гарнье (автор проекта Оперы) добился, чтобы на ней не сажали деревья.

Сеть новых дорог

Еще Наполеон III занялся проектом новых дорог Парижа. Они должны были обозначить «большой парижский перекресток», о котором говорилось уже в Средние века, облегчить доступ к вокзалам. Для этого на Левом берегу построили большой круговой бульвар, были проложены стратегические проспекты.

Эстетика улиц

Улицы, проложенные во времена Второй империи, характеризуют прямые линии. Насколько позволяла топография местности, их ось должна была совпадать со значимыми перспективами. Эта концепция применялась инженерами со второй половины XVIII в. Бульвар Генриха IV визуально соединяет Июльскую колонну с куполом Пантеона.

У барона Османа не было плана по изменению облика зданий. В отличие от Наполеона III, финансировавшего создание нескольких рабочих поселков, префекта мало заботила назревающая проблема с жильем для рабочих. Однако строить было необходимо, поскольку с появлением новых улиц потребовались реконструкции окружающих зданий. В Париже также не хватало оборудования в новых кварталах. Осман выбрал для этой работы скромного практика, Габриэля Давиу. В отличие от маститых официальных городских архитекторов, с ним проще было договориться.

Городской пейзаж

Для площади Сен-Мишель Давиу создал строго упорядоченные здания, с фонтаном, встроенным в одно из них. Он расположен на углу улицы Дантона и бульвара Сен-Мишель. Его красота заставляет забыть о небольшой кривизне между мостом и бульваром, что противоречило правилам Второй империи.

Скромное величие

С одной стороны, Осман был согласен с некой монументальностью зданий, но с другой, он выступал за интеграцию строений в городской пейзаж. Два театра работы Давиу, окаймляющие площадь Шатле, остаются самым ярким примером скромного величия. Их фасады, классически монументальные, растворяются в архитектуре соседних зданий и отличаются лишь объемностью, необходимой для театрального зала. Со стороны Сены фасады театров полностью повторяют ритм и линию набережной.

Общественные здания

Общественные здания наряду с памятниками вписывались в городской пейзаж. Они не стояли отдельно, но были призваны показать сильные стороны всей композиции: угол улицы, завершение перспективы, открывающаяся площадь. Показателен пример здания мэрии XI округа, на углу улицы Вольтера и авеню Пармантье. Дом выполнен во французском стиле XVIII в. Тогда был популярен эклектизм, и выбор стиля зависел от назначения постройки. Церкви строились в неовизантийском, неороманском или неоготическом стиле, для общественных зданий выбирали неоренессанс или неоклассицизм. Поскольку в 1860 г. к Парижу было присоединено много новых поселений, программа строительства мэрий приобрела большое значение.

Балконы

Ажурные балконы опоясывают здания Османа по всей ширине, на третьем и шестом этажах.

Дом в стиле Османа

Для него характерен цоколь в основании, ворота на уровне первого этажа и антресолей, престижный этаж с балконом, повторение балконной решетки на последнем этаже, крыша с мансардами и слуховыми окнами. Такие дома стали завершением эволюции парижских жилищ, начавшейся в конце XVIII в. На уличный фасад выходила целая анфилада комнат: гостиная, столовая, главная спальня. Во двор выходили служебные комнаты.

Декор

В декоре домов не было излишеств: достаточно было украсить лепниной карнизы и балконы (рисунок выше). Атланты и кариатиды появились позднее: архитектура во вкусе барона Османа прожила около тридцати лет при Второй империи.

Другие статьи категории "Архитектура Парижа":



Читать нас
О сайте