Артисты и мюзик-холл
Каждые двадцать-тридцать лет в Париже появляются новые места для развлечений и празднеств, где можно не только пить и есть, но одновременно смотреть на представление.
Во время Революции появились кафешантаны, при Июльской монархии возникли гогетты, а в Прекрасную эпоху были популярны кафе-концерты для богатых и «кабачки» для простого народа. В XX в. пришел черед представлений мюзик-холлов и кабаре. В1970-х гг. вошли в моду кафе-театры, способствующие появлению нового поколения актеров и актрис. Сегодня к жизни возрождаются одновременно кафешантаны и маленькие квартальные бистро, где в теплой неформальной обстановке выступают музыканты и рассказчики.
Кафе-концерт
Вначале это были простые кафе, где выступали артисты. Постепенно кафе-концерты заняли особое место во времена Второй империи.
С 1870 г. сотни залов, специально созданных для спектаклей (Фоли Бержер, Ба Та Клан, Мулен Руж), постепенно превращаются в мюзик-холлы.
Возвращение кафешантанов
Музыка и песни снова вернулись в парижские кафе. В них можно услышать любые стили, но поскольку помещения кафе очень маленькие, артистам приходится тщательно подбирать тексты и акустические инструменты. Стали возрождаться забытые традиции танцев и песен в парижских кафе.
Парижское ревю
В постановке чередуются аттракционы и номера с участием обнаженных женщин. Золотой век популярности пришелся на время между і двумя войнами.
Артистические кабаре
Во время Июльской монархии появились гогетты - традиционно-праздничное собрание певцов и поэтов в форме пирушки. Кабаре, появившиеся на Монмартре в конце XIX в., развили это направление. Первыми организаторами кабаре стали Аристид Брюан и Иветт Гильбер. Они изобрели социальную сатирическую песню, которую можно было услышать в Мирлитоне или Диван Жетоне. В 1920-х гг. провокаторский и непримиримый дух кабаре появился в Беф сюрле Туа, а после войны в кафе на бульваре Сен-Жермен.
Кафе-театр
В 1960-х гг. молодое поколение актеров и актрис, стремившихся в неформальную обстановку, естественным образом заинтересовалось кафе. Появился новый жанр: кафе-театр. Среди самых первых на Монпарнассе возник Ле Руаяль, в Латинском квартале-Ля Вьей Грий, в центре Ле Аль появился Ле Фаналь. Из кафе-театров вышли такие знаменитые артисты, как Колюш и Депардье. До сих пор этот жанр искусства процветает.
Школа артистов
Кафешантаны, кабаре и кафе-театры, в которых артисты оказываются очень близко к требовательной публике, всегда помогали встановлений новых талантов. Жорж Брассенс и Лео Ферре (фото слева) тоже начинали как актеры кабаре в 1950-х гг.
«Улей», дом-коммуна, «фаланстер импрессионизма», стал одним из символических мест монпарнасской богемы. В доме, построенном благодаря скульптору и филантропу Буше, жили самые знаменитые представители Парижской школы. В 1970-х гг. здание было спасено от разрушения фондом Сейду, и сейчас в его мастерских, расположившихся среди роскошных особняков, творят художники, приехавшие со всего света.
Альфред Буше
Его момент славы настал в конце XIX в. Свое состояние скульптор нажил благодаря изготовлению бюстов известных людей, а также статуям пышных нимф. Часть денег он решил потратить на молодых бедных художников. Купив за ничтожную сумму участок земли рядом со скотобойней Вожирар, Буше построил «Улей».
Грязные развалины
В период между двумя мировыми войнами дом стал приходить в упадок.
В 1960-х гг. «Улей» больше походил на грязные развалины.
Благодаря вмешательству таких артистов, как Симон Дат, и денежной помощи от Рене Сейду, дом был спасен, а мастерские стали причислены к историческим памятникам.
Легенды «Улья»
Многие из «пчелок» папаши Буше были весьма трудолюбивы (Шагал или Леже). Другие (Сутин) были неисправимыми смутьянами. Амедео Модильяни и его любовница Жанна Эбютерн проводили много времени в их компании, убив в «Улье» несколько лет своего короткого существования.
«Вилла Медичи» для бедных
Нищета была уделом художников, проживавших в «Улье». Они приезжали из разных стран Восточной Европы, такие как Липшиц, Цадкин, Шагал, Бранкузи или Сутин. Их привлекала возможность жить на Монпарнассе и платить за это совсем немного. Французы, такие как Фернан Леже, также появлялись вдоме, привлекая туда известных поэтов и писателей: Аполлинера, Макса Жакоба, Андре Салмона и Блез Сендрара.
Винная ротонда
Буше выкупил несколько зданий, построенных к Всемирной выставке 1900 г. Одной из них была Винная ротонда. Это многоугольное здание в форме улья было поделено на 24 мастерских. Из-за их треугольной формы мастерские сравнивали с кусками сыра бри.
Современный «Улей» Сегодня мастерские на улице Фриго, 19 (XIII округ) приняли эстафету богемных артистов «Улья». В современных мастерских, созданных на месте складов, живут около 250 художников, представляющих свои произведения публике в дни открытых дверей.
Кабаре Монмартра
Монмартр попрощался с XIX в. под звуки кадрили. На бульварах Клиши и Рошешуар много танцевали. Здесь собиралась разношерстная публика, гуляки, дамы полусвета и честные люди. Им по вкусу пришлись далеко не целомудренные развлечения в монмартрских мюзик-холлах, таких как Буль Нуор или Элизе-Монмартр, всегда забитых до отказа. В то время как в Мулен Руж появился френч-канкан, танцовщиц которого рисовал на своих полотнах Тулуз-Лотрек, сатирическое кабаре возникло под вывеской ШаНуар.
Мулен де ла Галетт
Когда-то на холме Монмартра стояли тридцать мельниц, моловших не только зерно, но и гипс, камень. Это были владения семьи Дебре, династии мельников, живших на улице Лепик. Однажды Дебре устроил бал на мельнице и раздавал своим клиентам горячие галеты, чтобы подкрепиться между танцами. Так родилось увеселительное заведение Мулен де ля Галетт. Его веселая атмосфера пришлась по вкусу Ренуару и Дюфи, жившим рядом, и они часто рисовали Мулен деля Галетт. Вскоре другая мельница стала оспаривать превосходство - знаменитая Мулен Руж.
В 1881 г. некий Родольф Салис снял на бульваре Рошешуар пустующий почтовый офис, где начал издавать картинки с изображениями святых. Вскоре он открыл здесь кабаре под патронажем знаменитого шансонье Эмиля Гудо. Но Нуар стало знаменитым и приносило отличные сборы. Торжественный декор в стиле Людовика XIII был дополнен большой картиной Виллетта Раке Domine. Салис высмеивал институты власти задевая и свою клиентуру. Вершиной творчества стал его театр теней и публикация сатирической газеты. Впоследствии Аристид Брюан купил ШаНуар и переименовал в Мирлитон. Его публикой становились интеллектуалы и коронованные особы.
Аристид Брюан
«Одна собака, две собаки, три собаки, сапоги! Бархатные брюки, дополненные жилетом на подкладке и охотничьей курткой с металлическими пуговицами. Красный шарф. Под широкополой шляпой скрывается прекрасная голова решительного шуана» - так описал Брюана Куртелин. «Анархист», развлекавший публику в Ша Нуар, Аристид Брюан вошел в историю благодаря Нини По де Шьен и улице Сен-Винсен.