Париж в картинах художников

21 Ноя 2014 | Автор: | Комментарии отключены

Париж в картинах художников Париж служил обрамлением многочисленных праздников, как с участием королей, таки народных гуляний.

Одно из самых пышных торжеств было организовано в 1612 г., по случаю свадьбы Людовика XIII и Анны Австрийской. На Королевской площади - теперь площадь Вож три дня длились конные шествия в честь церемонии. Неизвестный художник сконцентрировал на своей картине события всех трех дней, создав контраст между приятной путаницей входов и строгостью фасадов.

Среди народных празднеств самым любимым при королевской власти был карнавал. В начале XX в. карнавал превратился в парад повозок вдень Средопостья. Луиджи Луар(1845-1916), чье творчество в большинстве посвящено Парижу, сделал карнавал сюжетом многих своих полотен. Его работа Средопостье в Париже безгранично расширила границы улицы Риволи, чтобы приглушенными тонами сделать из нее строгое обрамление к ярким краскам карнавальных повозок.

Другим типом праздников стали Всемирные выставки. Та, что прошла в 1878 г., позволила Франции заявить о своем вновь обретенном процветании. В день открытия улицы Парижа покрылись тысячами флагов в общем порыве патриотизма горожан. Клод Моне (1840-1926) не смог остаться бесчувственным к такому зрелищу. Его картина Улица Монторгей 30 июня 1878 года передает не только хаотичное смешение цветов, но и то приподнятое настроение, что захлестнуло людей. Когда днем национального праздника был выбран 14 июля, с 1880 г. это зрелище стало проходить каждый год. Рауль Дюфи (1877-1953) также поддался очарованию этой темы. Его Флаги на улице все еще полны импрессионистских настроений, но широкие мазки и новое использование цвета говорят о постепенном приближении художника к фовизму.

Картины прошлого

Как Каналетто, запечатлевший в своих работах Венецию, так и Жан-Батист Рагне(1715-1793) мастерски изображал виды Парижа. Для будущих поколений он оставил облик города XVIII в., выписанный со старательнейшей точностью, не лишенной очарования. Одной из самых интересных работ является Состязание лодочников, напоминающая о праздниках на воде, часто проводившихся на Сене при королевской власти. На картине изображены дома, в то время еще стоящие на мосту Нотр-Дам. Действительно, все мосты Парижа, за исключением Пон-Неф (Нового моста), были застроены. Но в 1786 г. по королевскому указу состоялся их снос.

При царствовании Наполеона III в городе произошли и другие значительные разрушения, придавшие Парижу его теперешний облик. Многочисленные художники, влюбленные в старый город, еще средневековый во многих местах, постарались сохранить для потомков изображения тех строений, что были приговорены к сносу. Такими были Поль Шаан, Л. Меер и Альбер Пьерсон. Их работы не являются общепризнанными шедеврами, но не лишены очарования. Картина Шаана Бьеврубьефа на улице Баланси сохранила для нас воспоминание о реке, протекавшей по XIII и V округам, прежде чем попасть в Сену у вокзала Аустерлиц.

Второй художник, Л. Мейер, оставил потомкам вид на Заросли Монмартра. Это легендарное место, вдохновившее многих художников, находилось на северном склоне холма. В то время здесь был свободный участок с жалкими хибарками, разросшимися так, что образовались трущобы. Когда была проложена улица Жюно, все домишки снесли.

Третий мастер, Альбер Пьерсон, в картине Пассаж Обезьян изобразил перспективу переходов, соединявших улицу Вьей-дю-Тампль и улицу Гиллемит. В центре Парижа в то время было множество сложных и разнообразных переходов и пассажей между улицами.

Городские пейзажи

Метаморфозы, случившиеся с Парижем во времена Второй империи, придали новый импульс развитию жанра городского пейзажа. Поиск живописного эффекта уступил место восхищению перед «современностью». Самым типичным художником этого направления является Камиль Писсарро (1830-1903). Его серия работ Оперный проезд в Париже изображает перспективы главных артерий города.

Художник Жан Беро (1849-1935) работал над многочисленными Видами бульвара, преследуя ту же цель, что и Писсарро. Однако он так детально и тщательно прорисовывал толпу, что его произведения носят оттенок документальности.

Вокзал Сан-Лазар много раз вдохновлял Клода Моне (1840-1926). В картине, выставленной в музее Орсе, огромный неф из железа и стекла, словно «собор нового человечества» (Теофиль Готье), является строгой рамкой, где в золотистой дымке появляются голубоватые клубы пара, выплевываемые паровозом.

В картине Постава Кайботта (1848-1894) Крыши под снегом поиски занимательного городского пейзажа доходят до абсолютной точки. Его видение крыш столицы превращается в почти абстракцию, придающую картине необычайное очарование.

Эйфелева башня является известным символом не только современного Парижа, но и самых смелых инноваций в индустриальной архитектуре. У нее появился свой художник, Робер Делоне (1885-1941). В башне мастер видел «стальную музу нового мира, которую он изучал, разглядывал и обожал под всеми углами зрения, с помощью радужного бинокля наблюдателя». С 1909 г. вплоть до самой смерти Делоне сделал из башни самый любимый сюжет своих полотен. Сначала она предстает в виде разрозненных частей, как это было принято у кубистов, позднее художник использует башню как предлог для передачи ярких цветов, которые заполняют собой картину. Именно такая работа, выполненная в 1923 г., находится в Музее современного искусства. В ней Делоне удалось передать головокружительную высоту башни, увиденной снизу, простым подбором ярких красок. До Делоне не много художников решались сделать из башни постоянный источник вдохновения, но некоторым из них она служила моделью. Одним из таких мастеров был Поль-Луи Деланс, автор одной картины, полной очарования, написанной им в январе 1889 г.

В ней показан момент начала работ, за несколько месяцев до открытия Всемирной выставки 1889 г. Окутав металлическую конструкцию клубами строительного дыма, художник смог превратить башню в аллегорию промышленного развития. Спустя несколько лет Луи-Вельден Хокинс (1849-1910), англичанин по происхождению, принявший французское гражданство, отвел Эйфелевой башне роль второго плана в интересной композиции: обрезанная в высоту и в ширину, она оттеняет одну декоративную статую на Трокадеро. После Делоне, одной из самых интересных картин, запечатлевших башню, является работа Николя Де Сталя (1914-1954). После нескольких лет поисков чистой абстракции, в этой картине, написанной в 1954 г., художник возвращается к более привычным формам. Несмотря на крайнюю простоту рисунка, памятник легко узнаваем.

Берега Сены были самым распространенным мотивом у художников. Некоторые из них были более чувствительны к очарованию реки. Ян Бартольд Йонгкинд (1819-1891), голландец по происхождению и по художественному образованию, во время своего пребывания в Париже пристрастился к изображению Сены в разных ракурсах. Его Вид на Нотр-Дам, датируемый 1864 г., намекает о встрече с Моне, как видно по новой игре света и отблеску воды. Альбер Марке (1875-1947), напротив, довольствовался малым числом точек обзора реки, но повторял их многократно. Это объясняется тем, что художник чаще рисовал то, что видел из окон своей мастерской, которую менял несколько раз. Картины Собор Нотр-Дам в снегу и Новый мост, эффект тумана  появились после увлечения художника фовизмом, закончившегося в 1907 г. Яркие краски первых видов Парижа уступили место сдержанным тонам, полным нюансов, которым Марке останется верен до самой смерти.

Максимильен Люс между 1887 и 1897 полностью погрузился в неоимпрессионизм, используя разделенные мазки в своей серии из десяти картин посвященных собору, среди которых Набережная Сен-Мишель и Собор Нотр-Дам.

Другие статьи категории "История города":



Читать нас
О сайте