Архитектура Стамбула

17 Сен 2013 | Автор: | Комментарии отключены

Архитектура Стамбула

Византийская архитектура Стамбула

В течение 1123 лет город был центром христианской жизни, и до наших дней с той эры дошло удивительно большое количество построек.

Когда Мехмед Завоеватель захватил Стамбул в 1453 г., множество церквей было обращено в мечети; несмотря на минареты, практически всегда такие комбинированные церкви-мечети можно отличить по характерным красным кирпичам, свойственным всем византийским церквям.

Во время правления Юстиниана (пр. в 527-565) архитекторы прилагали все усилия, чтобы превзойти достижения друг друга в создании идеальной формы базилики, увенчанной куполом в романском стиле. Высшим образцом подобного творения можно считать Ая-Софью.

Ране-византийские базилики представляли собой в плане многоугольник, симметричный относительно центра, с поддерживающими стенами и венчающим куполом над четырехугольником внешних стен. Очаровательная Малая Ая-Софья (Kucuk Aya Sofya Camii), построенная около 530 г., представляет собой наглядный пример подобной базилики.

Византийцы имели пристрастие к построению фортификационных сооружений.

Масштабнейшим из подобных проектов можно считать сохранившиеся до сих пор Феодосиевы стены. Возведенная в V в. по приказу императора Феодосия II стена протянулась на 20 км и успешно защищала город во время множественных осад до того момента, как была наконец пробита в 1453 г.

Константин Великий, первый византийский император, назвал свой город Новым Римом. Как и для Рима, для нового города были характерны крупные общественные проекты, например каменный акведук, построенный императором Валентианом между 368 и 378 гг. Акведук питал целую серию цистерн по всему городу, включая Цистерну Базилику.

Как и Рим, город был построен на семи холмах, а его планировка подразумевала церемониальную улицу - теперешняя Диван Йолу - и основные общественные сооружения, такие как Ипподром.

Малая Ая-Софья, фото

Фото. Вырезанная из камня голова медуза Горгона

Вырезанная из камня голова горгоны Медузы, Цистерна Базилика

Османская архитектура Стамбула

После падения Константинополя султаны не стали терять время, чтобы оставить в городе свой архитектурный отпечаток. Мехмед даже не дождался момента взятия города, возводя монументальную Румелихисар на Босфоре.

Как только Мехмед оказался в городе, он немедленно развернул растянувшуюся на века бурную деятельность в плане османской застройки, возведя значительное количество сооружений, включая мечеть на четвертом холме, после чего приступил к работам над самой знаменитой османской постройкой: дворцом Топкапы.

Мехмед явно питал слабость ко дворцам, а его праправнук, Сулейман Великолепный, больше интересовался строительством мечетей. Со своим придворным архитектором Мимаром Синаном он возвел величайшую из городских османских императорских мечетей.

Ставшая прототипом для последующих построек, мечеть Синана имела внутренний двор с шадырваном (фонтаном для омовений) с увенчанными куполами аркадами с трех сторон. С четвертой стороны располагалась сама мечеть с двухуровневым портиком. Главный молельный зал покрывал центральный купол, окруженный меньшими куполами и полукуполами. Обычно в мечетях имелся один минарет, но в императорских их могло быть два или четыре, и только в единственной императорской мечете, отстроенной позже Голубой мечети, возвели целых шесть минаретов.

В каждой императорской мечети имелся кюллие (мечетный комплекс), организованный вокруг нее. Кюллие представлял собой филантропический комплекс, включающий медресе (высшую исламскую школу), хаммам, дарюшсифу (больницу), имарет (суповую кухню), кютюпхаме (библиотеку) и кладбище с тюрбе (гробницами). С течением времени многие из подобных кюллие были разрушены; к счастью, значительная часть зданий комплексов при восхитительной Сулеймание  и Атик Валиде сохранились в целости и сохранности.

Последующие султаны продолжили строительную гонку Мехмеда. Ни один другой дворец не мог сравниться с Топкапы, но султан Абдул-Меджит I приложил все усилия, чтобы превзойти его, возведя грандиозный дворец Долмабахче, а Абдул-Азиз I выстроил экстравагантные дворец Чираган и дворец Бейлербейи. Эти и подобные постройки, относящиеся к той эпохе, известны под общим собирательным названием «турецкого барокко».

Перечисленные мечети и дворцы определяют пейзаж и городскую линию горизонта, но помимо них есть и другие типично османские постройки: хаммамы и деревянные особняки у воды. Хаммамы обычно входили в комплекс кюллие и играли важную роль места социальной коммуникации и омовений. Значимыми с архитектурной точки зрения можно считать такие хаммамы, как Ая-Софья Нюррсм Султан Хамамы, Чемберлиташ Хамамы и Джагалоглу Хамамы . Все они являются действующими.

Богатые османы и иностранные дипломаты выстроили много ялы (расположенных у воды деревянных особняков) вдоль берегов Босфора; в самом городе подобные дома обычно были окружены садами, несмотря на их расположение в самой гуще шумных городских улиц. К сожалению, немногие из, этих особняков дожили до наших дней: их большая часть была уничтожена пожарами, которые регулярно разрушавшими османский город.

Румелихисар, фото

Румелихисар

Голубая мечеть в Стамбуле, фото

Голубая мечеть

Голубая мечеть Стамбула, фото

Дворец Долмабахче

ВЕЛИКИЙ СИНАН

Ни один из сегодняшних звездных архитекторов и близко не подобрался к тому влиянию, которое оказал на Константинополь Мимар Ходжа Синан за время своей 50-летней карьеры.

Синан родился в 1497 г. и в детстве был отобран у родителей и рекрутирован по девширме, ежегодному призыву молодежи в янычары. Он принял мусульманство (что полагалось делать всем рекрутам) и в конечном счете занял пост военного инженера в корпусах янычар. Сулейман Великолепный назначил его главой императорских архитекторов в 1538-м.

В общей сложности Синан спроектировал 321 здание, 85 из которых сохранились в Стамбуле до наших дней. Он умер в 1588 г. и погребен в созданной им самим тюрбе (гробнице), расположенной в одном из углов мечети Сулеймание, постройке, рассматриваемой многими, как его главный шедевр.

Псевдоосманский стиль и модернизм

В конце XIX - начале XX в. архитекторами была создана смесь европейской архитектуры с турецким барокко с легкими реверансами в сторону османского стиля. Такой стиль был назван псевдоосманским, или первой национальной архитектурой. Главными выдающимися архитекторами, работавшими в этом стиле, стали Ведат Тек (1873-1942) и Кемалеттин Бей (1870-1927). Наиболее известные работы Тека - Главпочтамт в Сиркеджи (1909) и Хайдарпаша искелеси (паромный терминал, 1915-1917). Лучшие постройки Хайдарпаши Бея включают мечеть Бебек и караван-сарай Вакыф-хан (1912-1926), банковское здание в Эминёню, где теперь располагается Legacy Ottoman Hotel.

Одновременно в городе расцветал стиль ар-нуво. Раймондо Даронко, итальянский архитектор, спроектировал несколько элегантных зданий, включая восхитительный, но находящийся в печальном состоянии дом Боттера на Исикляль Каддеси.

После объявления Ататюрком Анкары столицей государства Стамбул растерял большую часть своего блеска и количества вливаемых инвестиций. Модернизм развернулся на нетронутом просторе Анкары, в то время как его стамбульские развлечения свелись к зданию Стамбульской мэрии в Фатихе, спроектированному Невзадом Эролом и построенному в 1953 г., Istanbul Hilton Hotel дизайна S0M и Седада Хакки Эльдема, построенному в 1952 г., Библиотеке Ататюрка в Гюмюшсую, также авторства Эльдема, и пользующемуся весьма дурной репутацией Культурному центру Ататюрка работы Хаяти Табанлыоглу, возведенному в 1956-1957 гг. и в настоящий момент находящемуся в процессе капитальной реставрации.

Достойные внимания образцы современной архитектуры включают мечеть Шакирин (2009) и Каньон - комплекс жилых, офисных и коммерческих построек в Левенте дизайна расположенною в Лос-Анжелесе бюро Jerde Partnership и местных архитекторов Tabanhoglu Partnership. Стоящий по соседству жилой комплекс Loft Gardens и башня Istanbul Sapphire, и то и другое работы Tabanhoglu Partnership, также заслуживают особого упоминания. Множество художественных музеев и культурных центров по всему городу имеют впечатляющие новые корпуса или расположены в фантазийно реконструированных промышленных или торговых зданиях. Лучшими образчиками среди подобных сооружений можно считать музей современного искусства Стамбула Istanbul Modern работы Tabanhoglu Partnership; SALT Галата Мимарлара Тасарыма; Музей Сакыпа Сабанджи Саваша. Эркеля и Чыракоглу; новый Военно-морской музей в Бешикташе Мехмеда Кютюкчюоглу и сантралистанбул в Сютлудже в Золотом Роге Эмре Аролата, Невзада Сайына и Хана Тюмертекина.

Стамбульский музей современного искусства, фото
Стамбульский музей современного искусства

Фото дома Боттера на Истикляль Каддеси

Дом Боттера на Истикляль Каддеси

Мечеть Шакирин в Стамбуле, фото

Мечеть Шакирин архитектора Хюсрея Тайлы

Другие статьи категории "Познаем Стамбул":



Читать нас
О сайте