Достопримечательности возле Большого базара
Самые волшебные впечатления от Стамбула можно получить, отправившись на прогулку пешком по Галатскому мосту после заката. В это время историческая Галатская башня окружена кричащими чайками, венчающие семь городских холмов мечети изящными силуэтами вырисовываются на мягком фоне красно-розового небосвода, а манящий аромат яблочного табака сочится из расположенных под мостом кальянных.
Днем мост заполнен неиссякающим потоком стамбульцев, спешащих из Бейоглу в Эминёню и обратно, группками оптимистичных рыболовов, забросивших свои удочки в текущие под мостом воды, и бесконечной чередой уличных торговцев, предлагающих все-все-все, начиная от свежеиспеченных (посыпанных сезамов бубликов) до фальшивых «Ролексов». В расположившихся под мостом ресторанах и кафе можно подкрепиться или утолить жажду в любое время дня и ночи. Загляните сюда на пиво и кальян и понаблюдайте за курсирующими между причалами Эминёню и Каракёй паромами.
Современный, довольно некрасивый мост был построен в 1992 г. и заменил железную конструкцию, датируемую 1909-1912 гг., которой, в свою очередь, предшествовали еще два более ранних варианта. Железная конструкция была знаменита обветшавшими рыбными ресторанчиками, чайными и кальянными, заполнявшими темные закоулки под мостом, но имела один существенный недостаток: мост балансировал на понтонах, затруднявших течение воды и препятствовавших самоочищению бухты Золотого Рога от загрязнений. В конце 1980-х городские власти приступили к разработке планов по замене железного моста новым, который бы не ограничивал естественное течение воды. Пожар в начале 1990-х гг. ускорил этот процесс, и вскоре здесь появился новый мост. Остатки старого, горячо любимого моста перенесли дальше вверх по Золотому Рогу к Хаскёй.
ЧЕМЬЕРЛИТАШ монумент
Рядом с трамвайной остановкой Чемберлиташ на заполненной голубями площади располагается один из самых древних городских монументов: колонна, известная как Чемберлиташ (Изогнутая колонна), воздвигнутая Константином по случаю празднования посвящения Константинополя в столицы Римской империи в 330 г.
Колонну разместили на месте огромного форума Константина. Сверху ее венчала статуя самого великого императора в обличий Аполлона. Статуя Константина была утрачена в 1106 г., а пожар 1779 г., который практически разрушил Большой базар, нанес значительные повреждения колонне. Недавно отреставрированная колонна выглядит крайне необычным свидетелем ранневизантийского прошлого города.
Поблизости располагается исторический Чемберлиташ Хамамы.
БЕЯЗЫТ МЕЙДАНЫ площадь
Хюрриет Мейданы (Hurriyet Meydani; площадь Свободы), хотя каждому она знакома просто как Беязыт. В византийские времена она называлась форумом Феодосия. Сегодня на площади собираются уличные торговцы, студенты Стамбульского университета и тучи голубей, а также несколько полицейских, основная задача которых заключается в контроле студентов.
С одной из сторон площадь ограничена внушительным порталом Стамбульского университета. После Завоевания Мехмед Завоеватель возвел здесь свой первый дворец, деревянную постройку под названием Эски-сарай (Старый Сераль). После появления Топкапы Эски-сарай превратился в место обитания отправленных на пенсию женщин из главного дворца; именно сюда отправлялись валиде султан после смерти своих сыновей-султанов, которая вела к утрате их статуса главы гарема. Оригинальная постройка была снесена в XIX в., уступив место грандиозному комплексу Военного министерства, спроектированному Огюстом Буржуа. Теперь здесь размещается университет. 85-метровая Башня Беязыт на территории университета возвышается на вершине одного из семи холмов, на которых Константин Великий выстроил город, следуя римской модели. Возведенную по приказу Махмуда II каменную башню спроектировал Сенекерим Балян в 1828 г. Она была установлена на месте старой деревянной. Вплоть до 1993 г. башня использовалась Стамбульским пожарным департаментом для обнаружения возгораний. И университет, и башня вне зоны досягаемости путешественников.
МЕЧЕТЬ БЕЯЗЫТ
Вторая императорская мечеть, возведенная в Стамбуле (после мечети Фатих), Беязыт Джамии была построена между 1501 и 1506 гг. по приказу Баязида II, сына Мехмеда Завоевателя. С архитектурной точки зрения, она объединяет Ая-Софью, которая, несомненно, вдохновила на некоторые детали своего дизайна, в великих мечетях, например Сулеймание, явившихся воплощением Ая-Софьи, приспособленной под отправление исламского культа.
Исключительная каменная резьба (использовался мрамор, порфир, зеленый змеевик и редкий гранит) в мечети заслуживает особого внимания. Михраб довольно простой, за исключением обрамляющих его каменных колонн. Во дворе видны 24 небольших купола и центральный фонтан для омовений.
Входивший в комплекс построек кюппие имарет был переделан в библиотеку. К сожалению, когда-то восхитительный хаммам закрыт вот уже много лет. Тюрбе Баязида находится позади мечети.
МЕЧЕТЬ НУРУОСМАНИЕ
Прямо напротив Нуруосмание Капысы, одного из нескольких входов Большого базара, располагается выстроенная в стиле османского барокко в период 1748-1755 гг. мечеть. Строительные работы были начаты по приказу Махмуда I и завершены его преемником Османом III.
Новая постройка должна была продемонстрировать «современные» взгляды султана, но барочное здание имеет много общего с Ая-Софьей, в частности широкий большой купол, верхние галереи с колоннами, увенчанные римскими арками окнонные проемы и широкую ленту с каллиграфическими надписями, украшающую интерьер. Несмотря на то что мечеть расположена на довольно бойком месте пешеходного маршрута с Джа-галоглу Мейданы (Cagaloglu Meydam) и Нуруосмание Каддеси (Nuruosmaniye Caddesi) на базар, внутри царят удивительное спокойствие и умиротворенность.
В момент написания этого путеводителя в мечети велись реставрационные работы.
МЕЧЕТЬ РУСТЕМ-ПАША
Рустем-паша; й.Эминёню) Приютившаяся в самом центре оживленного торгового района Тахтакале, эта крошечная мечеть - настоящая жемчужина. Она была построена в 1560 г. по проекту Синана для Рустем-паши, зятя и великого визиря Сулеймана Великолепного. Образчик лучшей османской архитектуры, с изразцовой отделкой, мечеть, видимо, стала для Синана прототипом его величайшего творения, Се-лимие в Эдирне.
Две входные лестницы ведут к террасе и портику с колоннами. В глаза сразу же бросаются панели с изникскими изразцами, декорирующие фасад мечети. Внутреннее пространство также оформлено изразцами и увенчано красивым куполом, покоящимся на четырех пилонах.
Изобилие изразцов стало фирменным знаком Рустем-паши для демонстрации собственного богатства и влияния: в тот период изникские изразцы пользовались большим спросом и были крайне дороги. Вряд ли, однако, что-либо смогло помочь ему отправиться в райские кущи загробной жизни: говорят, Рустем-паша отличался отвратительнейшим характером. Современники прозвали зятя Сулеймана Кехле-и-Ыкбал (Везучая Вошка), за то что буквально накануне свадьбы с Михримах, любимой дочерью Сулеймана, счастливый жених обнаружил У себя вшей. Рустем-паша остался в истории в том числе и благодаря заговору с Роксоланой против сына Сулеймана, Мустафы. Заговор удался, и в 1553 г. Мустафа был задушен по приказу собственного отца.
Мечеть очень просто пропустить из-за того, что она расположена не на уровне улицы. С Хасырджилар Каддеси (Hasircilar Caddesi) к мечети ведет лестница, и еще одна имеется на маленькой улочке, которая отходит справа (к северу) от Хасырджилар Каддеси к Золотому Рогу.
НОВАЯ МЕЧЕТЬ
Только в Стамбуле 400-летнюю мечеть запросто называют «новой». Она датируется 1597 г. и в плане оформления перекликается и с Голубой мечетью, и с мечетью Сулеймание: ее просторный двор и квадратную зону молений венчает серия полукуполов с большим основным куполом. Внутреннее пространство богато украшено золотыми листьями, цветными изникскими изразцами и мраморной резьбой.
Начатая по приказу валиде султан Сафие, матери султана Мехмеда III, мечеть была завершена шестью султанами позже, в 1663 г., под руководством валиде султан Турхан Хадидже, матери султана Мехмеда IV.
МАЛАЯ УРФА
В последние десятилетия Лалели и Аксарай к западу от Базарного квартала обзавелись репутацией центра стамбульского района красных фонарей, места скопления второсортных ночных клубов, мелких мошенников и проституток из Восточной Европы. Грустная судьба для районов, где когда-то валиде султан (матери правящих султанов) приказывали возвести украшенные императорские мечети и османские торговцы строили огромные ханы (караван-сараи) и особняки, чтобы похвастаться миру своим богатством.
У этой зоны есть и иная причина для гордости. В течение десятилетий в Акса-рае проживала высокая концентрация иммигрантов из юго-восточного региона Турции. Многие из них открывали уличные лотки и рестораны, предлагающие популярные юго-восточные блюда, и очень скоро улицы к северу от станции метро «Аксарай» стали известны под названием Малая Урфа по имени города на турецко-сирийской границе.
Отличная идея - записаться на вечернюю «кебаб-прогулку» под руководством настоящих знатоков турецкой кухни, которые ведут «Кулинарные задворки», фантастический блого кулинарной сцене города.
Раньше на этом месте располагалась община иудеев-караимов, радикальных диссентеров ортодоксального иудаизма. Когда валиде султан объявила о своем решении воздвигнуть здесь свою великую мечеть, караимов переселили в Хаскёй, район, расположенный выше по Золотому Рогу, где до сих пор можно обнаружить следы их присутствия.
Мечеть создавалась в период, когда османская архитектура уже пережила высшую точку своего развития. Вследствие этого даже использованные для ее оформления изразцы уже несколько худшего качества, так как в конце XVII в. выпускаемая изникскими мастерскими продукция уже не отличалась былой безупречностью. Разница станет очевидной, если сравнить местные изразцы с соседней мечетью Рустем-паша, в которой использовались изникские изразцы периода расцвета. Тем не менее это довольно популярная действующая мечеть, которая замечательно вписывается в общую картинку городского пейзажа.
Через дорогу от мечети расположена гробница валиде султан Турхан Хадид-же, завершившей строительство Новой мечети. Вместе с ней погребены ни много ни мало шесть султанов, включая ее сына Мехмеда IV, а также десятки принцев и принцесс.
МЕЧЕТЬ ШЕХЗАДЕ МЕХМЕД
Эта мечеть была возведена в период 1543-1548 гг. Сулейманом Великолепным как мемориал его сына Мехмеда, умершего от оспы в 1543 г. в возрасте 22 лет. Она стала первой значимой мечетью, спроектированной Мимаром Синаном. И хотя мечеть нельзя отнести к лучшим работам архитектора, она все же весьма симпатична, имеет два красивых минарета и привлекательное внутренее оформление.
Среди множества важных персон, погребенных в выложенных изразцами гробницах, - принц Мехмед, его братья и сестры, а также великие визири Сулеймана, Рустем-паша и Ибрагим-паша.
АКВЕДУК ВАЛЕНТА достопримечательность
Величественно возвышающийся над оживленным бульваром Ататюрка, этот акведук из песчаника по праву может считаться одним из самых выразительных символов города. Строительство акведука было начато по приказу императора Валенты и завершено в 378 г. Акведук связал третий и четвертый холмы города и доставлял воду в цистерну на Беязыт Мейданы (Beyazit Meydani), заканчиваясь у Большого дворца Константинополя.
Акведук являлся частью сложной водопроводной системы, доставлявшей воду с севера города и соединяющей более 250 км водных каналов, 30 мостов и более 100 цистерн, расположенных внутри городских стен, что делало ее одним из величайших достижений гидравлической инженерии древних времен. После Завоевания по акведуку доставлялась вода во дворцы Эски (Старый) и Топкапы.
МОНАСТЫРЬ ПАНТОКРАТОРА
Изначально в этот византийский монастырь входили две церкви, библиотека, цистерна, больница и часовня, но до сегодняшнего дня дожили только одна церковь и цистерна. После Завоевания церковь была посвящена исламу. Один из лучших образцов византийской религиозной архитектуры в Стамбуле, это вторая по величине религиозная постройка в городе из сохранившихся после Ая-Софьи.
Постройку монастыря заказала императрица Ирина в 1118 г. (она изображена на мозаике в Ая-Софье со своим супругом, императором Иоанном II Комни-ном), желавшая помочь «бедным, больным и страждущим душам». Строительные работы были завершены уже после ее кончины. Северная и южная церкви, посвященные Христу Пантократору и архангелу Михаилу, были соединены императорской часовней, в которой размещался мавзолей династий Комнинов и Палеологов.
Мечеть назвали по имени Моллы Зей-река, известного ученого, жившего во время правления султана Мехмеда II.
До недавнего времени здание было включено в составленный Фондом мировых памятников (WMF) список 100 мест мирового культурного наследия, находящихся под угрозой. В настоящий момент здесь проводится вялотекущая реставрация, начало которой было профинансировано самим фондом.
Во время посещения монастыря обязательно оцените замечательный вид на Золотой Рог с террасы примыкающего кафе-ресторана Zeyrekhane.