Мечеть Сулеймание в Стамбуле
Мечеть Сулеймание в Стамбуле венчает вершину одного из семи холмов и возвышается над Золотым Рогом (Халич); это заметный ориентир для всего города. И хотя это не самая крупная из османских мечетей, зато, несомненно, великолепнейшая и крайне необычная тем, что значительная часть построек ее кюппие (мечетного комплекса) была сохранена и теперь используется под текущие нужды.
Заказанная Сулейманом I, известным как «Великолепный», Сулеймание стала четвертой императорской мечетью, возведенной в Стамбуле, и прекрасно соответствует высокому имени своего патрона. Сама мечеть и прилегающие постройки были спроектированы Мимаром Синаном, самым знаменитым и талантливым среди всех императорских архитекторов.
Мечеть Сулеймание в Стамбуле
Мечеть была построена между 1550 и 1557 гг. За свою жизнь она пережила немало: была повреждена пожаром в 1660-м, чуть не лишилась своих прекрасных колонн, которые покрыли гипсом и покрасили масляной краской позже, но реставрации 1956 и 2000 гг. вернули ей былую красоту. Это одна из самых популярных мечетей в городе, и число молящихся здесь соперничает с Голубой и Новой мечетями.
Территория, на которой располагается мечетный комплекс, и сам план здания очень удачные. Здесь предусмотрены сады и трехсторонний внешний двор с покрытым куполом фонтаном для омовений. Четыре минарета с десятью прекрасными шере-фе (балконами) ссылаются на то, что Сулейман был четвертым из османских султанов, правивших городом, и десятым султаном после основания империи.
В саду за мечетью имеется терраса с замечательными видами на Золотой Рог. Когда-то на улицах внизу располагались кюппие араста (ряд лавок), встроенных в поддерживающую террасу стену. Рядом имелась пятиступенчатая мюлазим (подготовительная школа).
Внутреннее пространство мечети поражает своим размером и чарующей простотой. Синан интегрировал поддерживающие пилоны в стены здания, достигнув таким образов эффекта «прозрачности» (т.е. открытого пространства и простора), заставляющего немедленно вспомнить Ая-Софью, особенно потому, что купол Сулеймание практически такой же огромный, как и тот, который венчает византийскую базилику.
Интерьер мечети очень прост, его оживляют лишь весьма изящные изникские изразцы в михрабе (молельной нише, указывающей направление на Мекку), оконные ставни, инкрустированные перламутром, изумительные витражные окна работы мастера Ибрагима Пьяницы и четыре массивные колонны: одна из Баальбека в современном Ливане, одна из Александрии и две из византийских дворцов в Стамбуле. Раскрашенные арабески на куполе были добавлены в XIX в.
Кюллие
Сулейман хотел, чтобы при его мечети имелся полный набор публичных построек: имарет (кухня, распределяющая суп для бедных), медресе (средняя исламская школа), хаммам, караван-сарай, дарюшшифа (больница) и т.д. Сегодня в има-рете с его очаровательным садиком разместился Daruzziyafe Restaurant, где так приятно насладиться чаем. Справа от него (на севере) располагается караван-сарай. С левой стороны (южной) - Lale Bahcesi, чайный садик в нижнем саду, где когда-то находилась больница. Это отличное место, чтобы выпить чая и выкурить кальян.
К главному входу в мечеть можно попасть с Проф Сыддык Сами Онар Каддеси (Prof Siddik Sami Onar Caddesi), ранее известной как Тиряки Чаршиши (Tiryaki (jarsisi; рынок Наркоманов). В постройках здесь когда-то располагались три медресе и начальная школа; теперь их место занимает Библиотека Сулеймание и множество популярных уличных фасюпье (фасолевых) ресторанчиков, которые раньше были чайными домиками, где торговали опиумом (отсюда и бывшее название улицы).
С восточной стороны мечети располагается все еще функционирующий хаммам Siileymaniye Hamami.
Тюрбе
Справа (к юго-востоку) от главного входа имеется кладбище, где расположены гробницы Сулеймана и его жены Хасеки Хюррем Султан (Роксоланы). Изразцовое покрытие на обеих гробницах изумительное. Мелкие огоньки, словно драгоценные камни, усыпавшие купол надгробия Сулеймана, символизируют звезды. Гробница Роксоланы украшена многочисленными изразцовыми плиточками с изображением цветов и изящными витражами, создающими атмосферу безмятежности.