АЯ-СОФЬЯ в Стамбуле
Стамбул наполнен множеством интереснейших монументов, но АЯ-СОФЬЯ (собор Святой Софии) это высоко почитаемое строение, возведенное по приказу великого византийского императора Юстиниана, освященное как церковь в 537 г., превращенное в мечеть при Мехмеде Завоевателе в 1453-м и объявленное музеем Ататюрком в 1935-м, превосходит все остальные благодаря своей необычной архитектурной форме, богатейшей истории, религиозной значимости и выдающейся красоте.
Известная по-гречески как Хаджа София, Санкта София по-латински и церковь Божественной Мудрости по-английски, Ая-Софья также богата историей, как и красотой. Она была выстроена на месте византийского акрополя, там, где когда-то располагались две более ранние одноименные церкви, первая из которых погибла при пожаре, а вторая была разрушена в 532 г. во время восстания «Ника».
Первый раз взглянув на свое детище, Юстиниан воскликнул: «Слава Господу, что он посчитал меня достойным подобной работы! О Соломон! Я тебя переплюнул!» Его гордость понятна и сегодня каждому, вошедшему в Ая-Софью. Возможно, снаружи постройка и не такая впечатляющая, но недавно отреставрированный интерьер с восхитительной купольной крышей, устремляющейся к небесам, настолько прекрасен, что многие, попадающие сюда впервые, буквально теряют от восторга дар речи.
При Юстиниане прямо к главной двери вверх по холму вела улица. Сегодня вход располагается у Ая-Софья Мейданы. Войдите внутрь и направляйтесь через внешний и внутренний притворы к Императорской двери, увенчанной удивительной мозаикой Христос Пантократор (Спас Вседержитель). Иисус держит в руках книгу с надписью «Мир тебе. Я - свет миру». У его ног преклонился император (вероятно, Лев VI). Слева от Христа стоит Дева Мария, а справа - архангел Гавриил.
За Императорской дверью располагается основное пространство храма, знаменитое своим куполом, огромным нефом и золотыми мозаиками.
Неф
Огромный неф Ая-Софь (Собор святой Софии) в Стамбуле
впечатляет своей «прозрачностью», достигнутой благодаря многочисленным окнам и колонным аркадам.
Низко висящие люстры были добавлены при Османах. В византийские времена балюстрады, галереи и проходы у основания купола окаймляли ряды стеклянных масляных ламп.
Центральный фокус этого уровня - апсида, где располагается восхитительная мозаика IX в. Дева Мария и младенец Иисус. Мимбер (кафедра) и михраб (молельная ниша, указывающая направление на Мекку) были добавлены в османский период. Над апсидой когда-то размещалась мозаика с изображением архангелов Гавриила и Михаила, от которой сохранились лишь фрагменты.
Во время коронации византийские императоры восседали на троне, установленном в омфалионе, «Пупе Земли», выложенном мрамором круге на основном уровне.
Крупные медальоны с золотыми арабскими буквами датируются XIX в. и являются работой мастера каллиграфии Мустафы Иззета Эфенди. Надписи на них перечисляют имена Бога (Аллаха), пророка Мухаммеда и ранних халифов Али и Абу Бакра. И хотя медальоны сами по себе, несомненно, представляют выдающуюся художественную работу, здесь они кажутся чем-то инородным, отвлекая внимание от торжественного величия интерьера.
Скрытый от взоров публики, странный приподнятый павильон - это императорская ложа (хюнкар махфили). Она была добавлена в 1848 г. по приказу султана Аблул-Меджида I, чтобы он мог приходить, молиться и покидать Ая-Софью незамеченным, сохраняя окружающую правителя таинственность. Затейливо украшенная библиотека за омфалионом была построена султаном Махмудом I в 1739 г.
Если посмотреть вверх в направлении северо-востока (налево от вас, если вы обращены лицом к апсиде), можно увидеть три мозаики в основании полукруглого северного тимпана под куполом. Они датируются IX в. и изображают патриарха Константинополя Игнатия, Иоанна Златоуста и святого Игнатия Богоносца Антиохийского. Справа от этих мозаик, на одном из парусов свода (треугольном элементе перехода от основания к куполу), расположена мозаика XIV в. с изображением серафима (шестикрылого ангела, поддерживающего трон Господень).
В боковом проходе с северо-восточной стороны Императорской двери установлена колонна, облицованная истертым медным покрытием, с отверстием, известная как Плачущая колонна. По легенде, колонна была благословлена святым Георгием Чудотворцем и, поместив в отверстие палец, можно попросить об исцелении болезней; хвори отступят, если после извлечения палец окажется намокшим.
Купол
Купол Ая-Софьи достигает 30 м в диаметре и 56 м в высоту. Его поддерживают 40 массивных ребер из полых кирпичей из особой легкой и пористой глины, доставленных с Родоса. Ребра покоятся на четырех мощных пилонах, встроенных в стены храма. Когда купол был готов, византийский историк Прокопий описывал его «свисающим с небес на златой цепи», и нетрудно понять, почему. Тысячелетием позже, проектируя мечеть Сулеймание, великий османский архитектор Мимра Синан потратил всю свою профессиональную жизнь, чтобы сконструировать постройку, которая могла бы сравниться по красоте и величию с Ая-Софья, и использовал ту же технику со скрытыми контрфорсами и «парящим» куполом.
Красочная мозаика в Ая-Софья
Верхние галереи
Чтобы попасть в галереи, поднимитесь вверх по рампе в северном конце внутреннего притвора. Когда вы окажетесь наверху, увидите большой круг из зеленого мрамора, обозначающий место, где когда-то стоял трон императрицы. С этой точки открывается необыкновенный вид на основное пространство храма в направлении апсиды.
В южной галерее (прямо и налево) имеются остатки восхитительной мозаики Деисус (Страшного Суда). Она датируется XIII в. и изображает Иисуса, фланкированного Девой Марией слева и Иоанном Крестителем справа.
Тут же рядом - гробница Энрико Дандоло.
Далее, в восточном (ближнем к апсиде) конце галереи, можно увидеть мозаику XI в., изображающую Иисуса на троне с императрицей Зоей Порфирородной и Константином IX Мономахом. Когда началась работа над этим портретным изображением, около 1028 г., Зое было 50 лет, и она впервые вышла замуж за стареющего Романа III Аргира. После смерти Романа в 1034 г. она приказала убрать с мозаики лицо бывшего мужа и заменить его на нового супруга, Михаила IV Пафлагона. Михаил умер восемью годами позже от инфекционного заболевания, подхваченного во время военной кампании, и Зоя совместно со своей сестрой Феодорой стала полноправной императрицей. Она управляла настолько плохо, что было очевидно: придется снова вступать в брак. В возрасте 64 лет Зоя вышла замуж за выдающегося сенатора, Константина IX Мономаха (пр. в 1028-1055), добавив его портрет в мозаику, сохранившийся по сей день только потому, что Мономах пережил свою императрицу.
Справа от мозаики Зои и Константина располагается еще одна, датируемая XII в. и изображающая Деву Марию, императора Иоанна Второго Комнина и императрицу Ирину. Император, известный как «Иоанн Добрый», помещен слева от Богородицы, а императрица, много занимавшаяся благотворительностью, - справа. Рядом с Ириной изображен их сын, Алексей, умерший вскоре после того, как мозаика была закончена.
В северной галерее найдите мозаичный портрет императора Александра.
Служебные постройки Ая-Софь в Стамбуле
Выйдите наружу через Красивые врата, восхитительные бронзовые ворота, датируемые II в. до н.э. Изначально они украшали языческий храм в Тарсусе и были привезены в Стамбул императором Феофилом в 838 г.
Покидая храм, не забудьте обернуться, чтобы рассмотреть мозаику X в. с Константином Великим, Богородицей и императором Юстинианом в люнете внутреннего дверного проема. Константин (справа), преподносит Деве Марии, держащей младенца Иисуса, город Стамбул; Юстиниан передает ей Ая-Софью.
Перед самым выходом из здания, слева, имеется дверной проем. Через него можно попасть в небольшой дворик, который когда-то являлся частью Баптистерия VI в. В XVII в. Баптистерий переделали в гробницы султанов Мустафы I и Ибрагима I. Массивная каменная ванна, выставленная на обозрение во дворе, использовалась в качестве купели.
Справа от выхода располагается недавно отреставрированный шадырван (фонтан для омовений) в стиле рококо, датирующийся 1740 г. Рядом - небольшая начальная школа того же периода. Маленькая постройка рядом с воротами - это муваккитхане (домик и мастерская астронома при мечети); она была построена между 1847 и 1849 г.
Первый из минаретов Ая-Софья был добавлен по приказу Мехмеда Завоевателя. Остальные три спроектировал Синан между 1574 и 1576 гг.
После того как вы покинете территорию музея, отправляйтесь на восток (налево) и затем поверните направо на Кабасакал Каддеси, чтобы посетить гробницы Ая-Софья.