Достопримечательности Стамбула

29 Июл 2013 | Автор: | Комментарии отключены

ГРОБНИЦЫ АЯ-СОФЬИ

Гробницы отностятся к одной из достопримечательностей Стамбула комплекса Ая-Софьи, но вход к ним осуществляется с Кабасакал Каддеси. Это место последнего упокоения пяти султанов: Мехмеда III, Селима II, Мурада III, Ибрагима I и Мустафы I, - большая часть из которых погребены совместно с членами своих семей. Богатый внешний декор гробниц представляет образчики лучших османских изразцов, каллиграфии и декоративной росписи. Гробница Мехмеда III датируется 1608 г., и Мурада III - 1599-м. Обе гробницы отделаны необычайно прекрасными изникскими изразцами. Рядом с гробницей Мурада располагаются погребения его пяти детей; над оформлением работал Синан, который украсил их простой, но необычайно выразительной декоративной росписью.

Гробница Селима II была построена в 1577-м по проекту Синана и отличается особой трогательной пронзительностью, так как здесь же покоятся и пять его сыновей, убитые той же декабрьской ночью 1574 г., чтобы обеспечить беспрепятственное восхождение на трон старшего сына, Мурада III. Тут же расположены и могилы 19 сыновей Мурада, убитых в январе 1595 г. для облегчения восшествия на трон Мехмеда III. Они стали последними принцами, убитыми собственными братьями: позже младших братьев султана вместо этого заключали в кафес (камеры) во дворце Топкапы.

Пятая гробница Ая-Софьи изначально была баптистерием, который переделали в мавзолей султанов Ибрагима I и Мустафы I в XVII в.

ИППОДРОМ

Для византийских императоров не было более приятного занятия, чем провести день в наблюдении за гонками колесниц, и их выбор неизменно падал на эту четырехугольную арену. В дни своего расцвета она была украшена обелисками и статуями, часть из которых дожила и до сего дня. Ландшафтный дизайн парка был недавно переработан, и парк по праву является одним из любимейших мест в городе для прогулок и встреч.

Изначально арена состояла из двух уровней с галереями, центральной беговой дорожки, стартовых боксов и полукруглого южного края, известного как Сфендон, часть из которого сохранилась. Уровень галерей, когда-то венчавших эту каменную постройку, был поврежден во время Четвертого крестового похода и полностью разобран в Османский период, а значительная часть колонн использована при строительстве мечети Сулеймание.

В течение тысячелетия одна из достопримечательностей Стамбула Ипподром был центром византийской жизни, и еще в течение 400 лет - османской, повидав на своем веку бесконечную череду политических драм. В византийские времена соперничающие команды колесниц, «Зеленые» и «Синие», имели отдельные сектантские связи. Поддержка той или иной команды практически приравнивалась к членству в политической партии, и победа команды имела значительное влияние на политику. Периодически «Зеленые» и «Синие» объединяли силы против императора, как произошло, например, в 532 г. до н.э., когда гонки колесниц были нарушены выступлениями протеста против режима высокого налогообложения, введенного Юстинианом. Протест вылился в восстание «Ника» (названное так из-за возгласов протестующих «Ника!», или «Победа!»), которое привело к убийству десятков тысяч протестантов прямо на Ипподроме императорскими силами. Неудивительно, что на некоторое время после этого кровопролития гонки колесниц были приостановлены.

Османские султаны тоже не выпускали происходящие на Ипподроме события из поля зрения. Если дела в империи шли не очень успешно, сердитая толпа, собирающаяся здесь, могла означать начало волнений, затем восстания, а в итоге - и революции. В 1826 г. султан-реформатор Махмуд II приказал лишить здесь жизни корпус подкупных янычар (личных телохранителей султана). В 1909-м тут прокатилось восстание, приведшее к свержению Абдул-Хамида.

Несмотря на то, что Ипподром в некотором роде представлял постоянную угрозу их свержения, императоры и султаны изо всех сил пытались превзойти друг друга, декорируя его, украшая центральную площадку статуями из самых отдаленных уголков империи. К сожалению, множество бесценных статуй, изваянных античными мастерами, покинули свой дом, исчезнув в неизвестном направлении. Главными из злодеев, несущих ответственность за подобные кражи, стали участники Четвертого крестового похода, вторгшиеся в Константинополь, город-союзник христиан, в 1204 г. После разграбления Ая-Софьи крестоносцы вырвали все пластины, покрывавшие обелиск из грубого камня, располагавшийся в южном конце Ипподрома, ошибочно приняв их за золотые (на самом деле это была позолоченная бронза). Крестоносцы украли и знаменитую квадригу, четверку литых бронзовых лошадей, копия которой теперь установлена над главным входом в Базилику Святого Марка в Венеции (оригинал хранится внутри базилики).

Рядом с северным концом Ипподрома находится небольшая беседка с красивой каменной резьбой, также известная как фонтан кайзера Вильгельма. Немецкий император нанес визит султану Абдул-Хамиду II в 1901 г. и преподнес этот фонтан в подарок султану и его народу как символ дружбы. Каменные монограммы Абдул-Хамида II и Вильгельма II на фонтане олицетворяют политическое единство.

Идеально сохранившийся обелиск Феодосия из розового гранита в центре был вытесан в Египте во время правления Тутмоса III (пр. в 1549-1503) и установлен в святилище Амона в Карнаке. Феодосий Великий (пр. в 379-395) вывез обелиск из Египта в Константинополь в 390 г. н.э. На мраморных щитах под обелиском вырезаны Феодосий, его жена, сыновья, государственные чины и охранники, следящие за гонкой колесниц из катхисмы (императорской ложи).

К югу от обелиска расположена странная колонна, вырастающая из отверстия в земле. Это Спиральная колонна, когда-то имевшая гораздо большую высоту и увенчанная тремя змеиными головами. Отлитая, чтобы увековечить победу эллинистической конфедерации над персами в битве при Платеях, она была установлена перед храмом Аполлона в Дельфах с 478 г. до н.э. и находилась там до момента, пока Константин Великий не приказал привезти ее в новую столицу около 330 г. н.э. В византийские времена колонна сильно пострадала, но змеиные головы были Целы вплоть до начала XVIII в. Все, что осталось от них сегодня, - одна верхняя челюсть, демонстрируемая в Стамбульском археологическом музее.

АЯ-ИРИНИ церковь

Построенная по заказу Юстиниана в 540-х гг., эта византийская церковь практически ровесница своей соседке, Ая-Софье. Когда Мехмед Завоеватель начал строительство Топкапы, церковь оказалась на территории дворца и счастливым образом уцелела.

В течение столетий здесь размещался арсенал, а теперь во время Стамбульского музыкального фестиваля в атмосферном окружении Ая-Ирини проводятся концерты.

Светлый, легкий интерьер и замечательная акустика - залог того, что билеты на проводимые здесь мероприятия разлетаются словно горячие пирожки (они также предоставляют единственную возможность познакомиться со внутренним убранством церкви, обычно закрытой для широкой публики). На время фестиваля перед церковью устанавливается временная билетная касса; билеты также можно приобрести онлайн на Biletix.

Поговаривают, что в скором времени в церкви будет размещен Византийский музей, но сначала власти намерены провести работы по укреплению и реставрации здания, так как в настоящий момент постройка находится в аварийном состоянии.

СОГУКЧЕШМЕ СОКАК историческая зона

Протянувшаяся между стенами Топкапы и Ая-Софьей мощеная улица получила свое название из-за Холодного фонтана (Согук Чешме) в своем южном конце. Здесь расположен целый ряд псевдоосманских домов, отданных под отели, а также, несомненно, аутентичная отреставрированная византийская цистерна, где теперь разместился отель и ресторан.

В 1980-х гг. Турецкая ассоциация автопутешествий и автомобилей (Turkish Touring & Auto-mobile Association; Turing) приобрела целый ряд зданий на этой улице, чтобы снести их и выстроить на освободившемся месте реплики строгих домов в османском стиле, которые располагались здесь в течение двух предыдущих столетий. Немедленно следом в стамбульских газетах развернулось настоящее вербальное сражение. Некоторые эксперты уверяли, что в итоге вместо оправданной попытки сохранения исторической архитектуры городу достанется не что иное, как тематический парк в диснеевском стиле. В итоге Turing получила «зеленый свет» (ни больше ни меньше после личного вмешательства президента Турции) и в оговоренные сроки открыла все переделанные здания под общим названием Ая-Софья Кона-клары, один из первых отелей-бутиков исторического наследия в городе. Если оставить в стороне вопросы сохранения памятников архитектуры, улица все равно крайне живописна и заслуживает знакомства.

БОЛЬШОЙ ДВОРЕЦ КОНСТАНТИНОПОЛЯ

Константин Великий возвел теперешнюю достопримечательность Стамбула Большой дворец сразу вскоре после того, как основал Константинополь в 324 г. Последующие византийские правители оставили свой след, внося во дворец разнообразные изменения, и в итоге комплекс разросся до сотен построек, ограниченных стеной, расположенный в террасированном парке, протянувшемся от Ипподрома за Ая-Софьей и вниз по склону до самой морской дамбы на Мраморном море. После разграбления города в 1204 г. участниками Четвертого крестового похода дворец был окончательно покинут, а его руины превратились в место паломничества и обрели вторую жизнь после завоевания, будучи использованы для фундамента большей части Султанахмета и Джанкуртарана.

Были обнаружены различные детали Большого дворца, многие - подающими надежды отельерами-«археологами». Мозаики в Музее мозаик Большого дворца когда-то украшали пол комплекса, а в результате раскопок в Археологическом парке Султанахмета на Кабасакал Каддеси, рядом с Ая-Софьей, были обнаружены и другие элементы дворца. В результате довольно спорного решения часть зоны раскопок была отдана для расширения расположенного рядом роскошного Four Seasons Hotel.

Можно также приобрести экземпляр изобилующего иллюстрациями путеводителя Walking Through Byzantium: Great Palace Region («Прогулки no Византии: район Большого дворца»), выпущенного в рамках проекта «Византия-1200». Найти путеводитель можно в лавках по всему Султанахмету.

ЖАФЕРАГА МЕДРЕСЕСИ историческое здание

Это очаровательное небольшое здание, спрятавшееся в тени Ая-Софьи, было спроектировано Синаном по приказу Джафера-аги, главы черных евнухов Сулеймана Великолепного. Построенное в 1560 г. в качестве школы, теперь оно отдано культурной организации, занимающейся обучением и популяризацией традиционных турецких ремесел. Тут же расположена приятная ложнта (закусочная, где подается готовая еда) и чай бахчеси (чайный садик).

ХИППИ ХИППИ ШЕЙК

Множество монументов Султанахмета связано с византийским и османским прошлым города, но наряду с ними здесь можно обнаружить несколько столь же ярких отпечатков недавнего периода в истории Стамбула: эры хиппи 1960-70-х гг. Тогда в Стамбул хлынула первая волна интрепидов (молодежи, путешествующей из Европы в Азию наземным путем). Именно они сыграли значительную роль в европеизации Турции. Интрепиды не планировали точного маршрута, не нанимали гидов и не носили North Face: их багаж составляли полное отрицание материализма, страстная вера в силу любви и преданность процессу путешествия, а не стремление в пункт назначения. Все это пышно цвело на благодатной почве, удобренной наркотиками, сексом и бунтующей музыкой, само собой.

В те годы в Султанахмете было три излюбленных точки тусовок хиппи: Gulhane Hostel (сейчас закрыт); кафе Ситки Енера, «Короля хиппи» (теперь магазин изделий из кожи на Инджиличавуш Сокак (inciligavus Sokak), и действующий и по сей день Lale Pastanesi (Диван Йолу Каддеси (Divan Yolu Caddesi); 7.00-23.00; НСултанахмет) на Диван Йолу, известный хиппи всего мира как Pudding Shop. К сожалению, в нем сохранилось совсем мало (если не сказать ни одного) отголосков былой субкультуры, и теперь вместо психоделической музыки и чиллумов гашиша минувших дней здесь сервируют абсолютно безликую еду.

Чтобы прочувствовать атмосферу тех дней, настоятельно рекомендуем прочитать Magic Bus: On the Hippie Trail from Istanbul to India («Волшебный автобус: тропой хиппи от Стамбула до Индии») Рори Маклин, заставляющую задуматься.

Достопримечательности Стамбула

Стамбульский археологический музей

Большой базар

Дворец Топкапы

Парк Султанахмет, Султанахмет

МАЛАЯ АЯ-СОФЬЯ церковь

Названная в честь Сергия и Вакха, двух святых-покровителей христиан в римской армии, большую часть своего существования церковь известна как Малая Ая-Софья (Кючюк Ая-Софья). Купол церкви представляет большой интерес с архитектурной точки зрения, а форма основания - неправильный восьмиугольник - довольно необычна. Как и в Ая-Софье, интерьер изначально украшали золотые мозаики и колонны из прекрасного зеленого и красного мрамора. Около 1500 г. церковь была превращена в мечеть главой белых евнухов Хусейном Ага; его гробница расположена с северной стороны здания. Минарет и медресе датируются этим же периодом.

Классы медресе, расположенные по периметру внешнего двора мечети, сейчас используются букинистами и переплетчиками. В скрытом за листвой внешнем дворе имеется спокойный чай бахчеси, где приятно помедитировать за стаканчиком чая.

МЕЧЕТЬ СОКОЛЛУ ШЕХИТМЕХМЕД-ПАША

Синан спроектировал эту достопримечательностей Стамбула в 1571 г., на пике своей карьеры. Помимо архитектурной гармонии, мечеть необычна тем, что медресе не вынесено в отдельную постройку, а фактически является частью самой мечети, сооруженной вокруг внешнего двора. Интерьер украшен красочными красными и синими изник-скими изразцами, одними из лучших среди произведенных когда-либо.

Хотя мечеть названа по имени великого визиря того периода, ее фактической покровительницей была жена визиря, Эсмахан, дочь султана Селима II. Внутри хранятся четыре фрагмента Черного камня Каабы из Мекки: один над входом, обрамленный в золото, два - в мен-баре и еще один - в михрабе.

Если мечеть закрыта, подождите охранника; он может предложить приобрести несколько фотографий и, конечно, будет весьма рад чаевым.

Сиркеджи и Эминёню

ПАРК ГЮЛЬХАНЕ парк

Парк Гюльхане был одним из внешних садов дворца Топкапы, доступ в который был открыт только для придворных. В наши дни толпы местных жителей приходят сюда на пикник под раскидистыми деревьями, на прогулку среди регулярных цветочных клумб и просто для того, чтобы насладиться замечательным видом Золотого Рога и Мраморного моря из чайного садика Set Ustii Cay Bahcesi с северо-восточного края парка.

В результате недавних работ по благоустройству значительно улучшились парковые дорожки и инфраструктура, а также открылся новый, Стамбульский музей истории науки и техники в исламе.

Рядом с южным входом в парковую стену встроен небольшой пузатый павильон. Он известен как Алай Кёшкю (Райский павильон). Отсюда султан наблюдал за периодически проводимыми парадами армий и ремесленных гильдий в случае крупных праздников и военных побед. Сейчас здесь располагается штаб-квартира Министерства культуры и туризма.

Если перейти улицу, то через 100 м к северо-востоку от главных парковых ворот можно увидеть вычурные витиеватые ворота в стиле рококо, ведущие на прилегающую территорию, где раньше располагался большой визират, правительство Османской империи, известное также как Блистательная Порта. Сегодня в зданиях за воротами разместились разнообразные министерства областного управления (Вилайет).

Другие статьи категории "Район Султанхамет":



Читать нас
О сайте