Дворец Топкапы в Стамбуле
Дворец Топкапы в Стамбуле (Топкапы-сарай) может поведать больше ярких историй, чем большинство мировых музеев вместе. Распущенные султаны, амбициозные придворные, прекрасные наложницы и строящие интриги евнухи жили и творили здесь с XV по XIX в., когда в Топкапы располагался двор Османской империи. Посещение пышных павильонов дворца, ломящихся от драгоценностей императорского Казначейства и обширного Гарема приоткроет для вас завесу тайны Топкапы.
Первая часть дворца была выстроена Мехмедом Завоевателем вскоре после захвата города в 1453 г., и здесь он прожил вплоть до самой смерти в 1481-м. Последующие султаны обитали в этом изысканном окружении до XIX в., когда они переместились в роскошные дворцы в европейском стиле, возведенные на берегах Босфора: Долмабахче, Чираган и Йылдыз.
Приобретите билет во дворец в главных кассах сразу за воротами во Второй двор. Здесь же, у главных касс, собираются гиды, готовые провести экскурсию по дворцу. Часовая экскурсия стоит грабительские €100 для небольшой группы, поэтому многие посетители предпочитают взять аудиогид с краткими комментариями по дворцу. Аудиогиды выдаются в будке внутри сразу у турникета во Второй двор.
Первый двор
Прежде чем вы войдете в Императорские врата Топкапы, взгляните на украшенную постройку на мощеной площади перед ними. Это фонтан султана Ахмета III в стиле рококо, построенный в 1728 г. так любившим тюльпаны султаном. Пройдя через Императорские врата, вы попадете в Первый двор, известный также как двор Янычар, или Парадный двор. Слева располагается византийская церковь Святой Ирины, более известная как Ая-Ирини.
Второй двор
Средние врата (Ортакапы, или Бабус Селям) ведут во Второй двор дворца, использовавшийся для дел управления империей. Только султан и валиде султан (мать султана) могли проезжать через Средние врата верхом. Все остальные, включая великого визиря, были обязаны спешиться. Справа сразу после входа выставлены императорские экипажи, сделанные для султана и его семьи в Париже, Турине и Вене.
Как и в Первом дворе, во Втором разбит очаровательный парк. В отличие от типичных европейских дворцов, состоящих из одного основного здания и примыкающих садов, Топкапы представляет собой целую серию павильонов, кухонь, бараков, залов для аудиенций, беседок и спальных покоев, возведенных вокруг центральной постройки.
Большие дворцовые кухни справа от вас в настоящий момент предлагают ознакомиться с небольшой частью обширнейшей коллекции китайского селадона (зеленоватой керамики) Топкапы, ценимой султанами не только за красоту, но и за приписываемое ей качество изменять цвет при соприкосновении с отравленной пищей.
Слева (на западе) от Второго двора расположен украшенный зал Высшего Совета. Императорский диван (совет) собирался в зале, чтобы обсудить дела государственной важности, а султан иногда подслушивал через золотую решетку, расположенную вверху стены.
К северу от зала Высшего Совета находится Внешнее казначейство, где представлена внушительная коллекция османского и европейского оружия и доспехов.
ЖЕНЩИНЫ ГАРЕМА
Ислам запрещает закрепощение мусульман, поэтому все наложницы Гарема Топкапы были иностранками или неверными. Молодых рабынь покупали (зачастую у их же родителей по неплохой цене) либо получали в подарок от знати и правителей. Многие девушки были уроженками Восточной Европы и славились своей красотой. Самой знаменитой из них стала Хасеки Хюр-рем Султан (Веселая), более широко известная как Роксолана, супруга Сулеймана Великолепного. Дочь русиньского (украинского) православного священника, она была похищена крымскими татарами во время набега на ее родной город и привезена в Константинополь для продажи на невольничьем рынке.
Гарем двореца Топкапы в Стамбуле
Вход в Гарем располагается под башней Правосудия на западной стороне Второго двора. Если вы решите посетить Гарем, - и мы настоятельно рекомендуем это сделать, - то придется купить отдельный билет в специальной кассе Гарема.
По бытующему мнению, гарем - место, где султан мог предаться любовным утехам в любой момент. В реальности, однако, здесь располагались покои императорской семьи, и каждый элемент повседневной жизни гарема подчинялся традициям, правилам и церемониям. Само слово «гарем» буквально означает «запретный» или «личный».
Султаны порой содержали в гареме до 300 наложниц, хотя обычно их число было меньше. Когда девушка попадала в гарем, ее воспитывали в исламе, обучали турецкой культуре и языку, а также искусству нанесения макияжа, одевания, приличному поведению, музыке, чтению, письму, вышиванию и танцу. Таким образом, они попадали в элиту общества, сначала в качестве фрейлин наложниц и детей султана, затем матери султана и, наконец, - если отличались особыми талантами и красотой - самого султана.
По закону ислама, султану разрешалось иметь четырех законных жен, получавших титул кадын (жены). Если жена рождала правителю сына, то получала звание хасеки султан, если дочь - хасеки кадын. В династии Османов не соблюдалось право первородства (право старшего сына на наследование), поэтому в теории трон мог достаться любому королевскому отпрыску. В ранние годы становления империи это приводило к тому, что смерть султана неизменно влекла междоусобное кровопролитие, когда его сыновья - часто от разных матерей - строили козни друг другу в борьбе за трон.
Позднее султаны стали заключать своих братьев в гарем, положив начало традиции кафес хаяты (жизни в клетке). Такой домашний арест означал, что принцы становились жертвами интриг женщин и евнухов, не изучали военного дела и искусства управления государством и оказывались совершенно непригодными для управления государством, когда выпадала такая возможность.
Управляла гаремом валиде султан (мать правящего султана), которая часто имела собственные крупные земельные владения и контролировала их при помощи черных слуг-евнухов. Она могла отдавать приказы непосредственно великому визирю, и ее влияние на султана, на его выбор жен и наложниц, на государственные дела зачастую было невообразимо сильным.
Первые 300 с небольшим комнат Гарема были построены во время правления Мурата III (пр. в 1574-1595); гаремы предыдущих султанов проживали в Эски-сарай (Старом дворце) рядом с современной Беязыт Мейданы.
Комплекс Гарема включает шесть этажей, но для посещения открыт только один. Попасть на него можно через Каретные врата. Внутри ворот находится вестибюль со шкафами. Сразу за ним - комната, где размещались евнухи Гарема, украшенная изразцами XVII в. из Кютахьи.
Далее следует узкая комната Двор черных евнухов, также декорированная изразцами из Кютахьи. За мраморной колоннадой слева находятся спальные помещения черных евнухов. Изначально в Гареме использовали белых евнухов, но позднее их сменили черные, высланные в качестве подарка османским губернатором Египта. Здесь проживало до 200 евнухов, которые охраняли двери Гарема и ухаживали за его жительницами. В дальнем конце двора располагаются Главные ворота в Гарем и комната охраны с двумя гигантскими позолоченными зеркалами. Отсюда идущий налево коридор приводит во Двор женской прислуги и супругов. Он окружен банями, фонтанами для стирки, прачечной, спальными покоями и частными апартаментами.
Далее виден павильон султана Ахмеда, украшенный выложенным черепицей дымоходом, и апартаменты валиде султан, центр силы Гарема. Из этих орнаментально оформленных комнат валиде султан следила и управляла своей огромной «семьей». Отдельно стоит отметить Салон валиде с очаровательными настенными росписями XIX в. со стамбульскими пасторалями.
Следом за примыкающим Двором валиде султан идет роскошная комната приемов с большим камином и вестибюль, покрытый изразцами из Кютахьи и Изника, датирующимися XVII в. Здесь принцы, валиде султан и старшие наложницы ожидали своей очереди, прежде чем вступить в роскошный Императорский зал для аудиенции у султана. Построенный в период правления Мурата III, позднее зал был переделан в стиле барокко но приказу Османа III (пр. в 1754-1757).
Рядом располагалась Личная комната Мурата III, одна из наиболее пышных комнат дворца. Она датируется 1578 г., и на сегодня практически все ее убранство сохранено в оригинальном виде, а дизайн приписывается Синану. Трехъярусный мраморный фонтан был спроектирован таким образом, чтобы водяной каскад создавал мелодичный звон, препятствующий любым попыткам подслушать беседу султана. Позолоченная гостиная с канапе относится к XVIII в.
Чтобы попасть в Личную комнату Ахмеда III и прилегающую столовую, выстроенную в 1705 г., покиньте Личную комнату Мурата III через дверь слева. Изящное пространство столовой окаймлено деревянными панелями, украшенными лаковыми изображениями цветов и фруктов.
Вход в зал Высшего Совета
ЖИЗНЬ В КЛЕТКЕ
В ранние века существования империи османские принцы с детства начинали обучаться искусству сражаться и получали опыт решения государственных вопросов. Но из-за того, что династия Османов не соблюдала первородства (право старшего сына на наследование), смерть султана неизменно влекла междоусобное кровопролитие, когда его сыновья - часто от разных матерей - чинили распри в борьбе за трон. Все изменилось, когда султан Ахмед I (пр. в 1603-1620) не смог поднять руку на своего брата Мустафу и вместо этого решил заточить его в Гареме Топкапы, положив таким образом начало традиции кафес хаяты (жизни в клетке). Такой домашний арест, заменивший братоубийство наследующими султанами, означал,что принцы не изучали военного дела и искусства управления государством и оказывались совершенно непригодными для управления государством, когда выпадала такая возможность. Это внесло свою лепту в ослабление империи и последующих султанов, хотя в более поздние годы существования династии первородство уже соблюдалось.
С северо-восточной стороны (дверь справа) Личной комнаты Мурата III располагаются две самые красивые комнаты Гарема: Двойной павильон/Апартаменты кронпринца. Две этих комнаты датируются 1600-ми гг. Обратите внимание на расписанный купол в первой комнате и изящные изникские изразцы над камином во второй. Замечательны и витражные окна.
К востоку от Двойного павильона находится Двор избранных. Через край двора (а точнее, террасы) виден большой бассейн. Через двор (но этажом выше) ютится множество маленьких темных комнатушек, входивших в кафес, где содержались в заключении братья и сыновья султана.
Отсюда коридор ведет на восток к переходу, известному как Золотая дорога, а затем далее, в Третий двор дворца.
Имейте в виду, что маршрут по Гарему для посетителей периодически изменяется, так как некоторые комнаты закрываются на реставрацию или ремонт, поэтому не все залы могут быть доступны для просмотра во время вашего визита.
Третий двор
Попасть в Третий двор можно через Врата блаженства. Личные чертоги султана и двор охранялись белыми евнухами. Внутри располагается Зал аудиенций, построенный в XVI в. и переоформленный в XVIII в. Важные официальные лица и иностранные послы препровождались в этот небольшой павильон для обсуждения вопросов высокой государственной важности. Пока гости проходили в небольшую дверь слева, султан восседал на диване с подушками, расшитыми 15 000 жемчужин, и рассматривал полученные от послов подарки и подношения.
Сразу за Залом аудиенций располагается симпатичная Библиотека Ахмеда III, построенная в 1719 г. Не слишком большая, она оснащена удобными зонами для чтения и украшена восхитительной деревянной резьбой с инкрустацией. С восточной стороны Третьего двора находилась Общая спальня экспедиционных войск, а теперь здесь размещается богатая коллекция императорских облачений, кафтанов и других нарядов, расшитых серебряными и золотыми нитями. Здесь же представлена замечательная коллекция охранных рубашек, которые, по поверью, защищали владельца от врагов и любых несчастий. Текстильный дизайн достиг своего высочайшего расцвета при Сулеймане Великолепном, когда императорские мастерские производили материи высочайшего качества и утонченного дизайна. Не обойдите вниманием восхитительный шелковый кафтан Сулеймана с аппликацией в виде цветков тюльпана.
С другой стороны Третьего двора расположено Хранилище священных реликвий. Богато отделанные изникскими изразцами комнаты открывались только раз в году, чтобы императорская семья могла выразить почтение памяти Пророка на 15-й день священного месяца Рамазан.
Рядом с Хранилищем священных реликвий находится Общая спальня личной комнаты, где хранятся портреты 36 султанов. Среди портретов представлена копия портрета Мехмеда Завоевателя работы Джентиле Беллини (оригинал выставляется в Лондонской Национальной галерее) и прекрасное полотно Церемония восхождения на трон султана Селима III (1789).
Императорское казначейство во дворце Топкапы в Стамбуле
В расположенном с восточного края Третьего двора Казначействе Топкапы выставляется невероятная коллекция предметов, изготовленных или украшенных золотом, серебром, изумрудами, нефритом, жемчугом и бриллиантами. Само здание было возведено при Мехмеде Завоевателе в 1460 г. и изначально использовалось как комнаты для приемов.
В первой комнате обратите внимание на усыпанный драгоценными камнями меч Сулеймана Великолепного и трон Ахмеда I, инкрустированный перламутром и спроектированный Седефхаром Мехмедом Ага, архитектором Голубой мечети. Во второй комнате стоит рассмотреть крохотные индийские фигурки, в основном сделанные из мелкого жемчуга. В третьей комнате восхититесь позолоченным османским шлемом XVI в., украшенным бирюзой, рубинами и изумрудами. Наконец, вы попадете в четвертую комнату Казначейства, где демонстрируется самый знаменитый экспонат: кинжал Топкапы. Объект дерзкого ограбления в вышедшем на экраны в 1964 г. фильме Жюля Дассена «Топкапи», кинжал украшен тремя огромными изумрудами на рукоятке и часами. Здесь же выставляется и бриллиант Касыкчи (ложечника), каплевидной огранки 86-каратный камень, окруженный десятками камешков поменьше. Впервые украшение было надето Мехмедом IV во время его восхождения на трон. Сегодня это один из крупнейших бриллиантов мира.
Прежде чем вы покинете Казначейство, обязательно оцените вид на Босфор с его террасы.
Четвертый двор
Повсюду в Четвертом дворе, известном также как Сад тюльпанов, установлены павильоны удовольствий. Среди них - павильон Меджидие, построенный Абдул-Меджидом I (пр. в 1839-1861) в соответствии с европейскими образцами XIX в. Под ним располагается Konyah restaurant, где подается еда как в забегаловке по ресторанным ценам. К западу от павильона Меджидие расположен павильон Главного врача. Интересный факт: главным врачом всегда был еврейский подданный султана. Рядом вы увидите павильон Мустафы-паши, иногда называемый Софа Кёшкю. Во время правления Ахмеда III Сад тюльпанов за павильоном всегда был полон этих цветов новейших сортов.
Вверх по лестнице, в конце Сада тюльпанов, находится Мраморная терраса, платформа с декоративным бассейном, тремя павильонами и причудливой Ифтарие Камериеси, небольшой постройкой, заказанной султаном Ибрагимом I в 1640 г. для завершения поста Рамазана в живописном месте.
Мурат IV построил павильон Реван в 1636 г., после истребования Еревана (в сегодняшней Армении) у Персии. В 1639 г. он возвел павильон Багдад, представляющий собой один из последних образчиков классической дворцовой архитектуры, увековечив тем самым свою победу над одноименным городом. Обратите внимание на его великолепные изникские изразцы, раскрашенный потолок и инкрустацию перламутром и черепаховым панцырем. Маленькая Комната обрезания (Сюннет Одасы) использовалась в ритуальных целях для принятия исламских мальчиков в мужчины. Внешние стены построенной Ибрагимом в 1640 г. комнаты украшены особенно изящными изразцовыми панелями.
Интерьер дворца Топкапы
ТЮЛЬПАНОВЫЙ СУЛТАН
Взойдя на трон в возрасте 29 лет, султан Ахмед III (пр. в 1703-1730) произвел много изменений в Топкапы. Он расширил дворец Гарема и приказал возвести несколько новых построек. Среди них - элегантный уличный фонтан за Императорскими вратами, названный в его честь. Однако в историю Ахмед вошел как султан, правивший во время Ляле Деври (Тюльпанового периода). Ахмед даже учредил специальный весенний фестиваль, приуроченный ко времени цветения этого высоко ценимого цветка. Праздник проводился в течение трех дней в первое полнолуние апреля в садах Четвертого двора, которые по этому случаю специально украшались вазонами с тюльпанами и крохотными цветными стеклянными лампами. Музыкальным оформлением служили поющие в клетках соловьи и придворные музыканты. Традиция сохранилась и по сей день, и площадкой для апрельского Стамбульского фестиваля тюльпанов служит весь город.
Грандиозный проект султана Ахмеда I (пр. в1603-1617) превратился в самую фотогеничную постройку Стамбула; гробница султана располагается с ее северной стороны и обращена на парк Султанахмет. Расположенные каскадом купола и шесть стройных минаретов придаютмечети изумительную изящность. Голубые изникские изразцы украшают интерьер: именно они подарили постройке ее неофициальное, но постоянно используемое название.
Ахмед задумал возвести постройку, которая смогла бы тягаться - или даже превзойти - в своем величии и красоте расположенную рядом Ая-Софью. Молодой султан пылал таким энтузиазмом, что поговаривали, будто он лично трудился на стройке вместе с рабочими и ремесленниками, подбадривая их и вознаграждая за приложенные усилия. Несомненно, Ахмеду удалось подобраться совсем близко к осуществлению своей цели в соперничестве с Ая-Софьей; но больше всех от его усилий выиграли будущие поколения отельеров Султанахмета, получившие замечательный бонус: «вид на Голубую мечеть» с расположенных на крышах террас - лучший бестселлер целой флотилии отелей этой зоны.
Архитектору Седефхару Мехмеду Ага удалось вызвать внешним видом новой мечети тот сногсшибательный эффект, который производит Ая-Софья своим интерьером. Ее изгибы чувственны, количество минаретов превосходит имеющееся у любой другой стамбульской мечети (на самом деле во время строительства даже поговаривали, что, возводя шесть минаретов, султан проявляет крайнюю непочтительность: единственная мечеть с таким же количеством минаретов располагается в Мекке), а прилегающий двор - самый большой из всех османских мечетей. Внутреннее убранство впечатляет не меньшим размахом: десятки тысяч изникских изразцов покрывают стены и своды, пронизанные 260 окнами, и центральное молитвенное пространство просто огромно.
Чтобы оценить всю грандиозность замысла, лучше всего подойти к мечети со стороны Ипподрома, а не через парк Султанахмет. Оказавшись во дворе, имеющем такой же размер, что и внутреннее пространство мечети, вы сможете оценить удивительную пропорциональность постройки. Пройдя через ворота, направляйтесь к мечети, обратив внимание на небольшой купол над проходом: эту деталь Седефхар Мехмед Ага использовал для того, чтобы заставить посетителей вознести свои взоры к небесам. Сразу за воротами ваш взор устремится вслед за взлетающими вверх ступенями. За воротами просматривается очередной купол, на сей раз от фонтана для ритуальных омовений, расположенного в центре двора мечети. По мере того как вы поднимаетесь по лестнице, показывается целая серия полукуполов: первый - над главным порталом мечети, следующий - прямо над ним, а затем еще и еще один. Наконец главный купол венчает всю конструкцию, служа логическим завершением, а целый лес куполов поменьше со всех сторон, дополненный минаретами, усиливает производимый эффект, направляя взгляд посетителя прямо к небесам.
Сегодня мечеть - настолько популярное туристическое место, что приходится регулировать вход посетителей, чтобы сохранить ее священную атмосферу. Через главную дверь могут проходить только верующие; туристы должны использовать северную дверь (следуйте указателям). Перед входом необходимо снять обувь, а женщины, не имеющие с собой платка или одетые слишком фривольно, должны взять платок и платье напрокат.
Внутри внимание сразу же приковывают витражные окна и изникские изразцы. И хотя современные окна были установлены взамен оригинальных венецианских, они также позволяют свету наполнить пространство. Изразцы покрывают стены; особенно много их в галерее (закрытой для доступа публики). Самые утонченные образцы можно обнаружить на нижнем уровне.
Внутри сразу становится понятно, что построенная между 1606 и 1616 г. мечеть - то есть тысячелетием позже Ая-Софьи - не столь амбициозна с архитектурной точки зрения, как ее предшественница. Четыре массивных пилона поддерживают скромный купол, формируя более надежную опору, но не придавая легкости и изящества «парящего» купола собора Юстиниана.
Полукупола и главный купол расписаны изумительными арабесками. Стоит обратить внимание на основное пространство императорской ложи, расположенной слева от михраба и покрытой мраморной кружевной резьбой. В михраб включен осколок Черного камня Каабы из Мекки; здесь же установлен высокий, тонкой работы махфиль (стул), с которого по пятницам имам ведет службу. Необычайно красивый минбар из белого мрамора с закрывающимся занавесом входом на уровне пола и ведущими вверх ступенями увенчан маленькой кафедрой и шпилем.
СУЛТАН АХМЕД I
Гробница султана Ахмеда I располагается в северной части мечети и обращена на парк Султанахмет. Ахмед, взошедший на императорский трон в возрасте 13 лет. умер через год после завершения строительства мечети в возрасте 27 лет. Вместе с ним похоронена его жена Кёсем, задушенная в Гареме Топкапы, и его сыновья султан Осман II (пр. в 1618-1622), султан Мурат IV (пр. в 1623-1640) и принц Беязыт (убитый Муратом). Как и вся мечеть, гробница украшена прекрасными изникскими изразцами.