Музеи Стамбула

28 Июл 2013 | Автор: | Комментарии отключены

СТАМБУЛЬСКАЯ МУЗЕЙНАЯ КАРТА

Большинство приезжающих проводят в Стамбуле как минимум три дня, пытаясь уместить в свою программу посещение как можно большего количества музеев, поэтому недавнее нововведение в виде использования этой скидочной карты (www.muze.gov.tr/museum_pass) вполне оправданно. Она действует 72 часа с момента посещения первого музея, стоит 672 и включает посещение дворца Топкапы и Гарема, Ая-Софьи, музея Карие (монастыря Хора), Стамбульского археологического музея, Музея турецкого и исламского искусства и Музея мозаик Большого дворца. Если покупать все билеты отдельно, то они обойдутся прилблизительно в 1308 турецких лир; таким образом, музейная карта позволяет сэкономить 636. Но самая большая выгода от карты заключается в том, что она позволяет проходить в музеи Стамбула, минуя очереди на вход: это особенно актуально при посещении вечно заполненной толпами Ая-Софьи.

Помимо того что по карте можно посетить перечисленные выше государственные музеи, она также дает право на 20-процентную скидку на билеты в управляемый частными лицами Промышленный музей Рахми Коча в Золотом Роге и 30-процентную скидку в Музей Сакыпа Сабанджи на Босфоре под управлением одноименного университета.

Приобрести карту можно в некоторых отелях и в билетных кассах Ая-Софьи, музея Карие, дворца Топкапы и Стамбульского археологического музея.

МУЗЕЙ МОЗАИК БОЛЬШОГО ДВОРЦА

Когда археологи из университета Анкары и Сен-Эндрюсского университета (Шотландия) проводили раскопки в зоне базара Араста за Голубой мечетью в середине 1950-х гг., им удалось обнаружить замечательное мозаичное напольное покрытие с изображением охотничьих и мифологических сцен. Датируемую ранневизантийским периодом мозаику отреставрировали в 1983-1997 гг. и теперь демонстрируют в музее.

Скорее всего, напольная мозаика была добавлена в Большой константинопольский дворец при Юстиниане и в изначальном варианте достигала 3500-3000 м/кв. 250 м/кв, представленные в музее, являются самым обширным обнаруженным элементом: остальные, вероятно, были разрушены либо же покоятся под Голубой мечетью и прилегающими лавками и отелями.

Мозаика наполнена пасторальными картинками с бегущей по краю замечательной лентой с сердцевидными листьями. В самой западной комнате располагается яркая и полная драматизма картина, изображающая двух мужчин в обтягивающих трико с пиками в руках, усмиряющих разъяренного тигра.

Вся история обнаружения и реставрации мозаики задокументирован на представленных в музее информационных панелях.

СТАМБУЛЬСКИЕ АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ МУЗЕИ

Музеи Стамбула

Этот великолепный комплекс музеев хранит археологические и художественные сокровища из коллекций Топкапы. В его состав входят три здания, где представлены древние артефакты, образцы классической скульптуры и предметы, освещающие анатолийскую историю. Музей хранит множество интересных экспонатов, но особого внимания заслуживает экспозиция «Стамбул в течение веков», делающая акцент на византийском прошлом города.

Комплекс состоит из трех основных частей: археологического музея (Аркеоложи Мюзеси), музея Древнего Востока (Эски Шарк Эсерлер Мюзеси) и Изразцового павильона (Чинили Кёшк). Здесь размещены дворцовые коллекции, собранные в конце XIX в. директором музея, художником и археологом Османом Хамди Беем. Попасть в комплекс можно, пройдя пешком вниз по склону из Первого двора Топкапы или поднявшись вверх по холму от главного входа в парк Гюльхане.

Музей Древнего Востока

Сразу слева после входа в комплекс в здании постройки 1883 г. демонстрируется преисламская коллекция предметов со всей территории Османской империи. Среди самых интересных экспонатов - серия крупных, покрытых синей и желтой глазурью кирпичных панелей, когда-то облицовывавших улицу процессий и ворота Иштар в Древнем Вавилоне. На панелях изображены настоящие и мифические животные: львы, сирруши и быки.

Археологический музей

На противоположной стороне двора во внушительном здании, построенном в неоклассическом стиле, расположилась большая коллекция классической скульптуры и саркофагов, а также обширная документальная выставка истории Стамбула.

Римская статуя Беса, полубога-проказника, наделенного неисчерпаемой силой, охраняющего от несчастий, приветствует посетителей сразу у основного входа в музей. Слева, за музейной лавкой, гардеробом и небольшим кафе, располагаются два зала, где в таинственной полутьме демонстрируются основные сокровища музея: саркофаги из Царского некрополя в Сидоне и близлежащей местности. Саркофаги были обнаружены во время раскопок 1887 г. в Сидоне (местность в современном Ливане) Османом Хамди Беем.

В следующем зале представлена впечатляющая коллекция древних саркофагов погребального культа из Сирии, Ливана, Салоников и Эфеса. Далее следует зал под названием Анатолийские саркофаги с колоннами, наполненный саркофагами, украшенными множеством деталей и датирующимися периодом со 140 по 270 г. н.э. Многие из них выглядят словно маленькие храмы или жилые постройки. Не пропустите Сидонский саркофагиз Коньи.

В следующих комнатах выставляются ликийские памятники и образцы античной анатолийской архитектуры.

Если вернуться назад к статуе Беса, то, поднявшись далее вверх по лестнице, можно попасть в залы с не очень интересными экспозициями «Анатолия и Троя в течение веков» и «Соседние культуры Анатолии, Кипра, Сирии и Палестины».

С другой стороны от статуи Беса расположены знаменитые Скульптурные галереи, на момент написания этого путеводителя закрытые на реставрацию.

На следующем этаже над Скульптурными галереями (вход расположен за гардеробом) представлена необыкновенная экспозиция «Стамбул в течение веков», повествующая об истории города и его районов в разные периоды: архаичный, эллинистический, римский, византийский и османский. Экспозиция продолжается на нижнем этаже, где имеется впечатляющая галерея с византийскими предметами.

СИДОНСКИЙ САРКОФАГ

Зал Царского некрополя Сидона в Археологическом музее дает возможность познакомиться с замечательным образцом классической скульптуры. Другое название саркофага - саркофаг Александра Македонского; не из-за того, что он принадлежал македонскому полководцу, а потому, что представляет картину битвы Александра и его армии с персами, ведомыми царем Абдалонимом (которому и принадлежит саркофаг). Необычайно изящный саркофагвырезан из пентеликонского мрамора и датируется последней четвертью IV в. до н.э. В шлеме в формельвиной головы Александр восседает на лошади. Любопытно, что на саркофаге до сих пор видны остатки красно-желтой краски, изначально покрывавшей фигуры.

Изразцовый павильон

Последний корпус музейного комплекса - это Изразцовый павильон, построенный в 1472 г. по приказу Мехмеда Завоевателя. Портик с 14 мраморными колоннами был добавлен во время правления султана Аблул-Хамида I (пр. в 1774-1789), после того как оригинальный портик был утрачен при пожаре в 1737 г.

Здесь представлена лучшая в стране коллекция сельджукских, анатолийских и османских изразцов и керамики с конца XII до начала XX в. В собрании имеются изникские изразцы периода с середины XIV по XVII в., когда город производил лучшие цветные изразцы в мире. В центральном зале не пропустите ошеломляющий михраб с минарета Ибрагима Бея в Карамане, построенный в 1432 г.

ЦИСТЕРНА БАЗИЛИКА

Эта подземная постройка была возведена по приказу императора Юстиниана в 532 г. Это крупнейшая из сохранившихся византийских цистерн в Стамбуле; при ее постройке использовали 336 колонн, многие из которых были спасены из руин разрушенных храмов и украшены изящными резными капителями. От необыкновенной симметрии и величия пространства захватывает дух, и подобные пещере глубины цистерны - замечательное место, чтобы спастись от летнего зноя.

Это подземное водохранилище получило название Цистерны Базилики из-за своего расположения под базиликой Стоя, одной из крупнейших площадей на первом холме. Она проектировалась для обеспечения потребностей Большого дворца и окружающих построек и вмещала до 80 000 м/куб. воды, поступавшей по протянувшимся на 20 км акведукам из резервуара у Черного моря. После того как византийские императоры покинули Большой дворец, цистерну закрыли. Незадолго до завоевания власти города окончательно забыли про цистерну, заговорив о ней снова лишь в 1545 г., когда ученый Пьер Жиль, исследуя византийские древности города, услышал от местных, как они добывали воду, погружая ведра в темное бездонное пространство в подвалах своих домов. Некоторым даже удавалось поймать таким образом рыбу. Заинтригованный Жиль провел много исследований, прежде чем ему удалось добраться до цистерны через один из подвалов. Даже после ее обнаружения Османы (называвшую цистерну Еребатан-сарай) не отнеслись к так называемому подземному дворцу с должным почтением: цистерна превратилась в свалку для самого разного мусора, в том числе и для тел.

Муниципалитет метрополии Стамбула очистил и отреставрировал цистерну в 1985 г., а в 1987-м состоялось ее открытие для широкой публики. Сегодня это одна из самых популярных городских достопримечательностей. Прогуливаясь по приподнятым деревянным настилам, прислушайтесь, как звонко падают капли воды, срываясь со сводчатого потолка, и приглядитесь, как стаи подобных привидениям карпов патрулируют темные воды. Без сомнения, это колоритнейшее место.

СТАМБУЛЬСКИЙ МУЗЕЙ ТУРЕЦКОЙ И ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Этот османский дворец с западной стороны Ипподрома был возведен в 1524 г. для Ибрагим-паши, друга детства, зятя и великого визиря Сулеймана Великолепного. Сейчас здесь размещена замечательная коллекция, включающая изящные образцы каллиграфии и собрание античных ковров, которая многими считается лучшей в мире.

Ибрагим-паша родился в Греции, откуда был увезен еще в детстве и продан как раб в императорский дом Стамбула. Его сделали пажом в Топкапы, где он подружился со своим сверстником Сулейманом. Когда Сулейман стал султаном, он пожаловал Ибрагим-паше различные звания: главного сокольника, начальника королевской опочивальни и великого визиря. Этот дворец был пожалован Ибрагим-паше за год до того, как ему было дозволено взять в жены сестру Сулеймана, Хатидже. Увы, сказка для Ибрагима не стала бесконечной. Его богатство, власть и влияние на монарха достигли такой величины, что не могли не вызвать зависти окружающих. Самой главной из завистниц была влиятельная жена Сулеймана, Хасеки Хюррем Султан (Роксолана). После того как соперник обвинил Ибрагима в нелояльности, Роксолана убедила мужа в том, что Ибрагим представляет для него угрозу, и в 1536 г. по ее приказу Ибрагим был задушен.

В музее представлены экспонаты с VIII по XIX в. Среди самых интересных предметов - замечательные образцы каллиграфии с мюкнамес (витиеватой рамкой, обрамляющей императорские указы), включающие султанскую mygpy (монограмму). Обратите внимание на изящный иранский книжный переплет эпохи Сефевидов (1501-1786). Ни в коем случае не пропустите выдающуюся коллекцию ковров, демонстрируемую в диванхане (церемониальном зале); в нее включены образцы из Коньи, Ушака и Ирана, а также кавказские ковры. Нижний этаж музея отдан под этнографические экспонаты. Во всем музее имеются таблички на турецком и английском языках.

Раз уж вы заглянули в этот музей, обязательно отдайте должное идеально приготовленному турецкому кофе в музейной кофейне (Muzenin Kahvesi), расположенной во дворе.

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ МУЗЕЙ УНИВЕРСИТЕТА МАРМАРЫ

Расположенный на южной окраине Ипподрома, этот музей разместился в здании, являющем собой прекрасный образчик псевдо-османского стиля, местного архитектурного стиля, набравшего популярность в конце XIX в. Здесь демонстрируется университетское собрание оригинальных печатных изданий турецких художников.

СТАМБУЛЬСКИЙ МУЗЕЙ ИСТОРИИ НАУКИ И ТЕХНИКИ В ИСЛАМЕ

Фанатам науки будет интересна дидактическая экспозиция этого музея, призванная доказать, что достижения ислама в науке и технике предшествовали подобным достижениям в Европе. Большинство экспонатов представляют реконструкции исторических инструментов и приспособлений.

Другие статьи категории "Район Султанхамет":



Читать нас
О сайте