Достопримечательности Западного квартала

5 Авг 2013 | Автор: | Комментарии отключены

Достопримечательности Западного квартала МУЗЕЙ ФЕТХИЕ

Вскоре после Завоевания Мехмед Завоеватель посетил эту церковь XIII в. для обсуждения некоторых теологических вопросов с патриархом православной церкви. Их разговор состоялся в приделе с южной стороны, известном как пареклеси, которая теперь превращена в небольшой музей. Часовня была добавлена уже в XIV в. и декорирована золотыми мозаиками.

Самые впечатляющие из мозаик - Пантократор и 12 пророков, украшающая купол, и Деисус (Иисус с Богородицей и Иоанном Крестителем) в апсиде.

Само здание в течение веков несколько раз расширялось, а в 1573 г. было отдано под мечеть. Ее назвали Фетхие (Завоевание), чтобы увековечить победу султана Мурада III в Грузии и Азербайджане.

СОБОР СВЯТОГО ГЕОРГИЯ

Датируемая 1836 г. церковь входит в греческий Патриархат, комплекс зданий за исторической морской дамбой, обращенной на Золотой Рог. Внутри можно увидеть разнообразные предметы культуры, включая византийские мозаики, религиозные реликвии и деревянный инкрустированный трон патриарха. Резной деревянный иконостас тонкой работы сразу приковывает к себе внимание. В 1994 г. иконостас был отреставрирован и позолочен.

Сделанный из дерева грецкого ореха и инкрустирован слоновой костью, перламутром и цветным деревом, скорее всего, трон датируется последними годами Византии.

Среди прочих ценностей можно отметить мозаичную икону XI в. на южной стене справа от иконостаса. На ней изображена Богородица с младенцем Иисусом на руках, указывающая на него. Изначально икона была создана для византийской церкви Богородицы Паммакаристы (сейчас музей Фетхие).

В южном углу храма найдите колонну Бичевания Христа. Церковь претендует на то, что это фрагмент оригинальной колонны, у которой римские солдаты бичевали привязанного Иисуса Христа перед распятием. Скорее всего, она была привезена в Константинополь святой Еленой, матерью первого христианского императора Константина.

Обратите внимание, что церковь закрыта с 9.15 до 12.20 на воскресную службу, если патриарх находится в резиденции (обычно один раз в месяц).

ЦЕРКОВЬ МАРИИ МОНГОЛЬСКОЙ

Освященная в XIII в. и спасенная от превращения в мечеть личным декретом Мехмеда Завоевателя, это единственная церковь Стамбула, которая оставалась в греческих руках с византийских времен. Церковь была названа в честь принцессы Марии Деспины Палеологины (Монгольской), незаконнорожденной дочери императора Михаила VIII Палеолога.

В1265 г. Марию выслали из Византии, чтобы выдать замуж за Хулагуида, великого монгольского хана. К тому моменту, как невеста прибыла в его ханство, он уже скончался (вероятно, путешествие было довольно долгим), поэтому Марии пришлось выйти замуж за его сына Абака-хана. После смерти Абака-хана она вернулась в Византию и ушла в монастырь, прилегающий к этой церкви.

Обычно церковь открыта по будням. Если двери закрыты, позвоните в звонок на внешних воротах, чтобы привлечь внимание хранителя.

МЕЧЕТЬ ФАТИХ

Фатих стала первой великой императорской мечетью, возведенной в Стамбуле после Завоевания. Мехмед Завоеватель решил поместить ее на вершине холма, где ранее располагалась разрушенная церковь Апостолов, место погребения Константина и других византийских императоров. После своей кончины Мехмед также хотел быть похороненным здесь, и его гробница располагается позади мечети; здесь всегда много верующих.

Изначальный кюллие (мечетный комплекс), завершенный в 1470-м, был огромен. Раскинувшийся на большой площади, он включал в себя 15 благотворительных учреждений: медресе (исламские средние школы), хоспис для путешественников и караван-сарай. Многие из них сохранились до наших дней: самая интересная постройка - увенчанная множественными куполами табхане (таверна дервишей) с юго-восточной стороны мечети. Считается, что колонны таверны изначально украшали церковь Апостолов.

К сожалению, мечеть, которую можно увидеть сегодня - совсем не та, что построил Мехмед Завоеватель. Первая мечеть простояла около 300 лет, разрушившись во время землетрясения 1766 г. Сегодняшняя мечеть была возведена между 1767 и 1771 гг.

Двор перед мечетью - любимое место встречи жителей Стамбула. По средам улицы за мечетью и к северу превращаются в Чаршамба Пазары (Фатих Пазары, рынок по средам), оживленный еженедельный рынок, где продается еда, одежда и домашняя утварь.

МЕЧЕТЬ МИХРИМАХ СУЛТАН

Великий архитектор Мимар Синан оставил в Стамбуле свой неизгладимый след, и эта мечеть, возведенная в 1560-х гг. рядом с участком Феодосиевых стен в Эдирнекапы, стала одной из лучших его работ. Возведенную по приказу любимой дочери Сулеймана Великолепного, Михримах, удивительно легкую внутри и наполненную воздухом мечеть украшают изящные витражные окна и необычная люстра в форме птичьей клетки.

Мечеть расположена в самой высокой точке города, и ее купол и одинокий тонкий минарет украшают линию городского горизонта; особенно восхитительно она смотрится с дороги из Эдирне. Остатки кюллие включают все еще действующий хаммам (Али Кушчу Сокак (АН Ku§5U Sokak), Эдирнекапы) на углу Али Кушчу и Эроглу Сокак (Ali Kusgu и Eroglu Sokak).

МАЛЫЙ ВЛАХЕРНСКИЙ ДВОРЕЦ

Хотя до сегодняшнего дня дошла лишь малая часть дворца, этого вполне хватает, чтобы составить представление о том, как выглядел дворец в дни своего величия. Построенная в конце XIII или начале XIV в., огромная трехэтажная постройка могла служить дополнением к близлежащему Влахернскому дворцу, следы которого до нас практически не дошли.

Позже дворец использовался совсем не с королевскими целями: после завоевания тут размещались зверинец с экзотическими животными, бордель, богадельня для нищих евреев и гончарная мастерская.

ГЮЛЬ-ДЖАМИ мечеть

История этой мечети начинается в XI в., когда она была церковью Святой Феодосии. По легенде, за день до Завоевания верующие наполнили церковь розовыми лепестками, поклоняясь Феодосии и моля ее о вмешательстве в борьбу с Османами. Их молитвы не были услышаны, и захватчики переименовали постройку, дав ей имя Тюль (Роза) из-за покрывавших ее лепестков.

Но легенды, хотя и такие красивые, редко оказываются правдивыми. В реальности после завоевания здание использовалось в качестве складов для верфей и было обращено в мечеть уже при правлении Баязида II (пр. в 1481-1512). Центральный, невообразимо высокий купол был добавлен при османах, а изящный минарет датируется правлением Селима II (пр. в 1512-1520).

ВСЕЛЕНСКИЙ ПАТРИАРХАТ

Вселенский константинопольский патриархат (Рум ортодокс патрикханеси) - это символическая штаб-квартира Греческой православной церкви, «матери-церкви» восточного православного христианства. С момента основания в 330 г. его возглавляли 270 вселенских патриархов.

С точки зрения турецкого правительства, вселенский патриарх - гражданин Турции греческого происхождения, назначенный церковью и правительством официальным лицом Директората религиозных дел. В этом качестве он является религиозным лидером православных граждан страны и носит официальное звание греческого патриарха Фенера (Фенер рум патриги).

В течение своей истории патриархат базировался в нескольких церквях, включая Ая-Ирини (Хаджа Ирини, 272-398), Ая-Софья (Хаджа София, 398-1453) и церковь Богородицы Паммакаристы (Музей Фетхие, 1456-1587). В Фенере патриархат размещается с 1601 г.

Отношения между патриархатом и широкой турецкой общественностью в прошлом были довольно натянутыми, особенно когда патриарх Григорий V был повешен за измену после своих призывов греков свергнуть османское правление и начать Греческую войну за независимость (1821-1832).

Текущие обострения связаны с отказом турецкого правительства предоставить патриарху разрешение вновь открыть православную теологическую школу Халки, расположенную на Хейбелиаде (Принцевы острова). Открытая в 1844 г., школа была принудительно закрыта в 1971 г. по приказу правительства.

МАШАЛЛАХ!

Если вы заглянете в Эюп в пятницу, воскресенье или святой день, то увидите мальчиков в белых костюмах: гордые отцы несут их на руках в окружении родственников. Этим испуганно-взволнованным и одновременно прибывающим в радостном предвкушении ребятам предстоит пройти один из самых значимых мусульманских обрядов: сюннет (обрезание). Их белые костюмы дополнены блестящими шапками и красными атласными поясами с написанным затейливой вязью словом Машаллах («Да защитит его бог»).

Обрезание турецким мальчикам проводится в возрасте между 5 и 11 годами (считается, что нечетные года более счастливые) и знаменует их формальное принятие в мусульманскую веру.

В день процедуры мальчика облачают в специальный наряд, он навещает родственников и друзей и возглавляет процессию - раньше верхом, теперь в автомобиле, - которая шествует по окрестностям или всему городу в сопровождении музыкантов и приглашенных гостей.

Сама операция проводится в больнице или клинике во второй половине дня, после чего следуют гуляния с музыкой и угощениями. Только что обрезанный мальчик тоже присутствует на празднике, отдыхая в постели, а его родственники и друзья преподносят ему специальные подарки и поздравляют со вступлением во взрослую жизнь.

БОЛГАРСКАЯ ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО СТЕФАНА

Сегодня мы привыкли к щитовым домикам и сборной мебели из «Икеа», но в 1871 г., когда была возведена эта неоготическая церковь из литых железных блоков, доставленных по Дунаю через Черное море из Вены на 100 баржах, идея была революционной.

Ширмы, балкон и колонны в интерьере церкви полностью отлиты из железа. Позолоченные поверхности, мерцающие в приглушенном свете, проникающем через витражные окна, создают завораживающий эффект.

Конгрегация является членом Болгарского православного экзархата (Болгарской православной церкви), отколовшейся от Константинопольского вселенского патриархата в 1872 г. Это стамбульская штаб-квартира церкви.

В момент написания этого путеводителя здание было закрыто на реставрацию.

МЕЧЕТЬ СУЛТАНА СЕЛИМА

Султан, которому посвящена эта мечеть (отец Сулеймана Великолепного, Селим I, также известный как «Мрачный»), с какой стороны ни посмотри, был человеком неприятным. Он известен тем, что убил собственного отца, двух братьев, шесть племянников и троих сыновей. Кажется странным, что стамбульцы так любят эту мечеть.

Причина станет ясной, как только вы доберетесь до мечети: с живописнейшим видом на Золотой Рог, открывающимся с террасы мечети, остальным местам соперничать с ней невозможно.

Возвышаясь на одном из шести холмов Стамбула, мечеть расположена в очаровательном районе Чаршамба, одном из наиболее консервативных городских анклавов. Женщины в черных чадрах и мужчины с длинными бородами и в традиционной одежде здесь повсюду, зачастую спеша на молитву в мечеть Ага Исмаиль, штаб-квартиру тариката Накшбанди, суфийской секты. Само здание, возведенное в 1522 г., простое, но элегантное, и на момент написания путеводителя реставрационные работы здесь подходили к концу. Внутри самыми замечательными деталями можно считать изразцовые панели и раскрашенную деревянную резьбу.

МЕЧЕТЬ ЭЮП СУЛТАН

Этот важный комплекс отмечает предполагаемое место погребения Абу Эюпа эль-Ансари, верного сахаба Пророка, павшего в битве за стенами Константинополя, со знаменем ислама в руках во время арабской атаки и осады города 674-678 гг. Его гробница в Стамбуле - важнейшая исламская святыня.

Сразу после завоевания было определено местоположение могилы Эюпа в местечке за городскими стенами. В отстроенном комплексе при мечети османские принцы проводили турецкий эквивалент церемонии коронации: надевали меч Османов в знак своей власти и принятия титула падишаха (короля над королями), или султана. В 1766 г. постройка Мехмеда была сровнена с землей землетрясением. Новую мечеть на этом месте возвел султан Селим III в 1800 г.

Если вы приплывете на пароме, пересеките дорогу от паромного причала и поднимитесь вверх по Искеле Каддеси (Iskele Caddesi) до самого комплекса мечети. С площади перед комплексом через большие врата пройдите во двор, спрятавшийся в тени огромной чинары. Справа от вас находится мечеть, а слева - гробница, богато украшенная серебряными, золотыми и хрустальными светильниками и цветными изникскими изразцами. Хотя для моления женщинам отведено отдельное помещение справа от мечети, дамам обычно позволяется войти в саму мечеть и постоять в самом конце - при условии наличия закрытой одежды.

Во время посещения соблюдайте исламские нормы поведения в мечети, так как это священное для мусульман место, занимающее четвертую строку после большой тройки: Мекки, Медины и Иерусалима. По пятницам и религиозным праздникам здесь всегда многолюдно.

Во время посещения вы можете заметить мальчиков, одетых в белые костюмы, в украшенных блестками шапках и подпоясанных красными атласными поясами с надписью «Машаллах». Эти мальчики сделали остановку здесь, в священном месте, перед предстоящим обрядом обрезания.

Другие статьи категории "Западные кварталы":



Читать нас
О сайте