Музей Карие в Стамбуле

4 Авг 2013 | Автор: | Комментарии отключены

Музей Карие в Стамбуле, фото В Стамбуле определенно не наблюдается нехватки византийских памятников архитектуры, но лишь немногие из них столь же ошеломительно красивы, как эта украшенная мозаиками церковь. Притаившись в тени монументальных Феодосиевых стен, в наше время церковь превратилась в музей под наблюдением кураторов Ая-Софьи. До Музея Карие в Стамбуле добирается лишь малая часть посетителей ее старшей сестры, и зря: музей предлагает не менее чарующее знакомство с византийским искусством.

Изначально эта постройка была известна как церковь Христа Спасителя в Полях («хора» буквально обозначает «сельская местность»), отражая ее месторасположение за стенами города, возведенными Константином Великим. В течение века после постройки быстро растущий византийский город поглотил церковь и монастырский комплекс, которому она принадлежала, и император Феодосии II воздвиг новые городские стены. Около 500 г. император Анастасий и его двор переместились из Большого дворца Константинополя в Султанахмете во Влахернский дворец, новый комплекс, располагавшийся недалеко от места, где Феодосиевы стены встречались со старой морской дамбой в Золотом Роге. Близость дворца к монастырю Хора привела к значительному расширению последнего и перестройке в 536 г. при Юстиниане.

То, что можно увидеть сегодня, - это уже не церковь Юстиниана. Старое здание было разрушено в иконоборческий период (711-843) и позднее перестраивалось как минимум пять раз; наиболее значимые изменения вносились в XI, XII и XIV вв. Сегодня Хора состоит из пяти основных архитектурных составляющих: нефа, двухэтажной пристройки (аннекса), добавленной с северной стороны, внутреннего и внешнего притворов и придела с гробницами (пареклесии) с южной стороны.

Фактически все внутреннее убранство - знаменитые мозаики и менее известные, но столь же впечатляющие фрески - датируется 1312 г. и было профинансировано Феодором Метохитом. Одна из самых замечательных мозаик музея (экспонат 48), расположенная над дверью в неф во внутреннем притворе, изображает Феодора, передающего церковь Иисусу.

Метохит также основал весьма большую и богатую библиотеку при монастыре; к сожалению, никаких следов библиотеки и прочих зданий монастырского комплекса до наших дней не дошло.

За время существования церкви изменения затронули не только ее внешний вид и прилегающие окрестности. Используемая столетиями для отправления христианских культов, при Баязиде II (1481-1512) она была превращена в мечеть, а в 1945 г. - в музей.

Мозаики музея Карие в Стамбуле

Большая часть интерьера покрыта мозаиками с изображением Иисуса и Девы Марии. Найдите Христа Халки (экспонат 33), на которой рядом с Иисусом и Марией изображены два жертвователя: принц Исаак Комнин и Мелана, дочь Михаила VIII Палеолога. Мозаика располагается под правым куполом внутреннего притвора. На самом куполе помещено удивительное изображение Иисуса и его прародителей (Родословие Иисуса; экспонат 27). В левом куполе притвора необыкновенно безмятежная мозаика Мария и младенец Иисус в окружении предков (экспонат 34).

В нефе располагаются три мозаики: Иисус (экспонат 50с), Богородица с младенцем Иисусом (экспонат 50р) и Успение Пресвятой Богородицы (экспонат 50а); чтобы рассмотреть их, обернитесь: мозаики находятся над дверью, через которую вы вошли. «Младенец» в руках Иисуса олицетворяет душу Марии.

Фрески

Справа от нефа располагается придел, боковая часовня, построенная для размещения гробницы основателя церкви и его родственников, близких друзей и партнеров. Придел декорирован фресками на тему смерти и воскресения по сюжетам Ветхого Завета. Необычная картина в апсиде, известная как Анастасис (Воскрешение из мертвых; экспонат 51), изображает всемогущего Христа, поднимающего Адама и Еву из могил в сопровождении святых и царей. Под ногами Христа видны врата в Ад. Менее величественные, но не менее красивые фрески украшают купол (экспонат 65) и изображают Марию в окружении двенадцати ангелов.

Доподлинно неизвестно, но все же принято считать, что фрески были созданы теми же мастерами, которые выложили мозаики. Их произведения удивительно проработаны, словно картины, и демонстрируют потрясающую передачу перспективы и четкую портретность выражений лиц, что так напоминает творения итальянского мастера Джотто, ознаменовавшего наступление итальянского Ренессанса.

Мрамор

Неф и притворы изящно отделаны цветным мрамором. Мраморная дверь в северной части нефа представляет собой имитацию дверей VI в. из бронзы и дерева и является одним из немногих дошедших до наших дней подобных образцов.

Реставрация

Между 1947 и 1958 гг. внутренний декор церкви был тщательно отреставрирован под эгидой Византийского общества Америки. Гипс и побелку, покрывавшие мозаики, аккуратно удалили, очистив произведения.

Несмотря на наличие табличек, запрещающих использование фотовспышек в музее, многие посетители игнорируют данное требование, нанося тем самым значительный ущерб замечательным мозаикам и фрескам. Пожалуйста, не вливайтесь в их ряды.

Другие статьи категории "Западные кварталы":



Читать нас
О сайте