История Дигора

29 Ноя 2014 | Автор: | Комментарии отключены

История ДигораВ истории возникновения и развития малых городов Северной Осетии, особенно истории Дигоры и Ардона, много общих особенностей. Дигора и Ардон выросли из одноименных сел. Формировались они под влиянием одних и тех же исторических и социально-экономических факторов. Но Дигора (с. Христиановское) основана позже Ардона. И это не случайно.

В первой половине XIX в. — после присоединения Осетии к России и ухода кабардинцев с Осетинской равнины — осетины Алагирского общества переселились с гор на плоскость и основали села Ардон (1824 г.) и Алагир (1850 г.). В Дигорском же обществе между простым народом и баделятами (осетинскими феодалами-алдарами) шла острая борьба за землю. Баделята утверждали, что вся земля принадлежит им, так как она куплена их предками у кабардинских князей, а простой народ будто бы проживает на их земле.

Как справедливо указывает проф. Б. В. Скитский, после переселения на плоскость, баделята сильнее стали притеснять крестьян. Они увеличивали размеры прежних крестьянских повинностей, вводили, новые, захватывали земли, ограничивали население в пользовании лесом.

На этой основе шла непримиримая борьба между баделятами и простым народом. Народ неоднократно обращался с просьбами к русскому правительству об освобождении его от зависимости и об отделении от знати. В одном заявлении говорилось, что «весь дигорский народ, живущий на плоскости, просит одной милости: дозволить нам переселиться от баделят в другое место, какое будет угодно русскому правительству, и мы по преданности нашей к России с большой готовностью рады будем всем обществом выполнять все повинности и службу, как и другие горские народы».

Желание горцев совпадало с намерением русской администрации, которая хотела отделить их от мусульманской знати и тем самым ослабить ее влияние на простой народ.

Просьба была удовлетворена. Плоскостная Дигория была разделена. В результате две трети ее достались баделятам, одна треть — черному народу. Кроме того, было решено отделить христиан от магометан и поселить их в разных местах. По указанию русской власти для христианского поселения были отведены земли на левом берегу реки Урсдон, а для магометанского — на левом берегу реки Чикола. Проект размежевания дигорской земли был утвержден специальным манифестом Николая I.

Заселение земель происходило в 1852 г., причем очень быстрыми темпами, так как народ был охвачен желанием поскорей покинуть баделятские земли. Первое поселение было названо аулом Вольно-Христиановским (позже — селение Ново-Христиановское, с 1934 г. — селение Дигора), второе — аулом Вольно-Магометанским (позже — селение Чикола). Они оказались первыми населенными пунктами на дигорской плоскостной земле после ухода отсюда кабардинских князей. С их основанием, было, положено начало появлению других дигорских селений на предгорной равнине. К концу 1853 г. в В.-Христиановском насчитывалось 160 дворов, в В.-Магометанском — 109.24

До революции Христиановское было одним из самых больших сел Северной Осетии. Оно быстро разрасталось. Главным занятием населения было земледелие и животноводство. Село известно своими революционными традициями. В 1917 г. здесь возникла революционно - демократическая партия крестьянской бедноты «Кермен», названная так по имени Чермена (Кермена) —мужественного борца против, осетинских крепостников-алдаров. Основание партии «Кермен» связано с именами видных революционных деятелей Северной Осетии: Георгия Цаголова, Колка Кесаева, Каламурза Кесаева, Дебола Ги - бизова, Андрея Гостиева, Данела Тогоева, Дзандара Такоева, Тараса Созаева, Шамиля Абаева и других. 24 ноября 1917 г. керменисты послали В. И. Ленину телеграмму, в которой говорилось: «Осетинская революционно-демократическая партия «Кермен» прйветствует в Вашем лице рабоче-крестьянское правительство. Под Вашим красным знаменем мы, сыны трудовой Осетии, жаждем осуществления лозунгов третьей революции». Керменисты сыграли видную роль в установлении Советской власти в Северной Осетии.

В апреле 1918 г. в сел. Христиановском состоялся первый съезд трудящихся Северной Осетии, высказавшийся за установление Советской власти на Тереке. Керменисты поддержали решение съезда.

В период революции и гражданской войны селение испытало немало трудностей. Весной и осенью. 1919 г. в глубоких лесистых балках возле сел Калуха и Ахсарисара, при входе в ущелье, дигорские красные партизаны вели упорные бои с деникинскими войсками. В ожесточенных боях красные партизаны под командованием Данела Тогоева одержали победу.

В проведении коллективизации жители Христиановского приняли активное участие. К 1931 г. все сельчане вступили в колхоз. Общественно-кооперативное производство колхозов стало главным условием дальнейшего экономического и культурного развития села. За короткое время резко изменился социально-экономический и культурный облик Христиановского. В 1934 г. по решению ВЦИК селение Христиановское было переименовано в селение Дигора.

Другие статьи категории "Дигора":



Читать нас
О сайте